Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Новости
  3. 20 февраля 2021 г.

Пять пудов страстей

Сергей БЕЗРУКОВ примерил на себя судьбу ровесника. Материал Виктории ПЕШКОВОЙ.

20 февраля 2021

Афишу Московского Губернского театра пополнила еще одна пьеса Чехова. Худрук МГТ поставил «Дядю Ваню» и сыграл в спектакле главную роль. Постановка, судя по всему, станет для него этапной – Сергей Безруков примерил на себя судьбу своего ровесника, жившего почти сто двадцать лет назад, и вывел свое доказательство теоремы о независимости душевных страданий от уровня технического и прочих видов прогресса.

«Дядя Ваня» – второе обращение к Чехову Безрукова-режиссера. И можно с уверенностью сказать, что 160-летие драматурга, отмечавшееся в 2020-м, было лишь внешним стимулом к работе. На самом деле всё гораздо глубже. Уже «Вишневый сад», выпущенный им ровно три года тому назад, дал ясный, недвусмысленный ответ на вопрос, чем близок Антон Павлович Сергею Безрукову – своей горячей, неукротимой страстностью. Ответ этот тогда удивил многих.

Очень многих. Поскольку Чехова в силу давно сложившихся традиций играют, в основном, как бы это помягче выразиться, бестелесно. А для Безрукова чеховские герои отнюдь не бесплотные тени «уходящего прошлого», нараспев изрекающие хорошо поставленными голосами эфемерные постулаты о пользе труда и лучезарном будущем, которое может наступить уже лет эдак черед сто с небольшим. Мы в этом «будущем» живем и на собственной шкуре ощущаем, как безжалостный Молох с нескрываемым злорадством перемалывает в пыль вечные истины, казавшиеся незыблемыми всего несколько десятилетий тому назад.

В режиссуре Сергея Безрукова чеховские герои – люди из плоти и крови, коим не чуждо ничто человеческое, ни высокое, ни низменное, а потому они способны на сильные, яркие, порой абсолютно выходящие из-под контроля чувства. И этим «губернцы» в каком-то смысле продолжает линию «современниковцев» – нет, не распадается, как бы этого кому-то ни хотелось, заветная связь времен! – исток которой в «Трех сестрах», поставленных Галиной Борисовной Волчек еще в середине 70-х. Для многих тогда было настоящим шоком как Валентин Гафт играл Вершинина неблагообразным полковником, а эдакой облагороженной версией поручика Ржевского. Что, если идти от психологии, абсолютно правильно, ведь Вершинин далеко не нестарый, полный нерастраченной силы мужчина, замерзающий от одиночества в собственном доме, которому нужно не только душевное тепло. Игорь Кваша писал потом в своей книге «Точка возврата»: «…я ненавижу псевдочеховское уныние и многозначительное выпевание его слов, элегический разговор. Я ненавижу этот сценический штамп Чехова… Чехов в этом смысле сексуален, грубо говоря, а его играют асексуально. Я за большие страсти, за то, чтобы клокотало в груди». Вот именно так и играют «Дядю Ваню» в МГТ.

Войницкий в трактовке Безрукова – это вариация вершининской темы. Дядя Ваня ведь тоже отнюдь не старик! И любит он Елену Андреевну (Карина Андоленко), как только и может самозабвенный романтик любить женщину, которую он возвел на пьедестал идеала всего самого прекрасного, что может быть в человеке. И когда он понимает, что перед ним не возвышенный ангел, а земная женщина, томимая тою же тоской, тою же страстью, что гложет его самого, и готовая, в отличие от него воплотить грезы в грубую реальность – мир для него рушится. Не тогда, когда профессор Серебряков пытается посягнуть на имение, которому дядя Ваня отдал всю жизнь, а именно при виде любимой женщины в объятиях соперника.

Уставший от жизни и от самого себя доктор Астров (Антон Хабаров) прекрасно обходится без идеалов. Он пережил их крушение, но выжил. И продолжает жить, не создавая себе новых иллюзий: Михаил Львович уверен – женись он на Соне (Диана Егорова), эта милая, добрая девушка очень быстро превратится в такую же жертвенницу, какой Елена Андреевна стала при своем профессоре, прячась от реальной жизни за чувством долга.

Но Астрову Сонина жертва без надобности. И это отчасти роднит его с Серебряковым. Очень жестко сыгранный Григорием Фирсовым, профессор и истерит не столько от дурного характера, сколько от усталости – быть кумиром ужасно утомительно. Впрочем, и отказаться от почестей, к каким привык за всю жизнь, он тоже не готов. Он понимает, что жена давно его разлюбила, и это оскорбляет в нем мужчину, не желающего сдаваться на милость старости. Утешением ему служит лишь неизменное преклонение маман. Марья Васильевна в исполнении Елены Цагиной тоже женщина страстная, и, возможно, бывший зять волнует ее сердце не только «по-родственному»; актриса очень деликатно приоткрывает нам свет женственности, еще пробивающийся через пепел прожитых ее героиней лет.

Одним словом, никто в семействе Войницких без кумиров существовать не может. Марья Васильевна и Соня держатся, каждая за своего, из последних сил. А дяде Ване уже держаться не за что. Из него действительно мог бы выйти Шопенгауэр, Достоевский, да кто угодно, если бы он жил своей жизнью, а не жизнью своих кумиров. Но жить нечем, и потому раскачивающаяся в неотвратимостью вселенского метронома лодка несет его не к небу в алмазах, а в мрачное царство Аида, где нет ни страстей, ни идеалов…


Виктория ПЕШКОВА


Тэги: Спецформат Антон Чехов Постановки Сергей Безруков Пьесы Актеры Вишневый сад Дядя Ваня
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Когда жених нарасхват

    13.07.2023
  • Зерна человечности в лодке осени

    28.11.2022
  • Памяти мастера

    24.11.2022
  • Сургутский дубль драматурга Чураевой

    21.11.2022
  • О бремени страстей форума «Липки»

    18.11.2022
  • Неудобная правда: лучше поздно, чем никогда?

    31248 голосов
  • «Пятна» на сочинском солнце

    15317 голосов
  • Если б сочинской Олимпиады не было, или «Плюсы» для «минусов»

    5504 голосов
  • Пламя Игр-2014: грезы и реальность

    4054 голосов
  • Какая без балета жизнь?!

    1275 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS