Произошедший в Хабаровском крае ночной пожар в палаточном лагере «Холдоми», отнявший самое дорогое – детские жизни, еще раз высветил серьезные неполадки в государственном механизме. Необъяснимые на первый взгляд происшествия незаметно стали закономерностью. Какую громкую трагедию ни возьми, всюду масса претензий к контрольно-надзорным ведомствам, как и с приснопамятной кемеровской «Зимней вишней», где в пожаре погибли десятки детей и взрослых!
Сегодня, когда кругом столько угроз, версия криминала или теракта напрашивается первой, но силовики раз за разом ее отметают как ахинею. Однако не секрет, что учредителю «Холдоми» Виталию Бурлакову должны огромную сумму за топливо и его посадка объективно выгодна должникам. Поэтому нельзя исключать поджог. Вместе с тем прокуратура расценила проверки этого лагеря по линии МЧС, Роспотребнадзора и краевого министерства образования как формальную. Несмотря на то, что нормы пожарной безопасности для палаточных лагерей отсутствуют, их организаторы обязаны обеспечить максимальную безопасность детей. Тесно скученные палатки с электрообогревателями решению этой задачи, мягко говоря, не способствовали.
К сожалению, прокурорская оценка появилась после трагической гибели детворы и погибших не воскресит. То же самое можно сказать о штабах по всеобщей мобилизации не для предотвращения катастроф, а для ликвидации их последствий. Как и при наводнении в Иркутской области, например. Хотя Гидрометцентр был обязан заранее спрогнозировать паводок, дабы власти дружно взялись за укрепление дамб, подготовку к возможной эвакуации населения, а гидроэнергетики заблаговременно сбросили воду из водохранилищ. Однако наводнение всех застало врасплох, и в борьбе со стихией приходится платить огромную цену. Неизмеримо большую, нежели при своевременных контрмерах.
Очевидно, что наша безопасность требует слаженного взаимодействия всех надзорных, контрольных, исполнительных органов и постановки им конкретных задач. Но проверяющие ведомства в основном федеральные, то есть неподконтрольные местным властям. Конечно, каждый губернатор координирует свою деятельность с федеральными контролерами, но руководить ими не вправе. Федералы частенько кивают на губернатора, а губернатор на федералов. К чему приводит подобный обмен любезностями, видно по регулярным сводкам о катастрофах. Доходит до того, что по всей России велят проверять бизнес, скажем, один раз в году. А если требуется безотлагательное вмешательство, как в «Холдоми»?
Раньше, при советской системе, общая управляемость обеспечивалась монопольным партийным контролем с двойной подчиненностью каждого предприятия, учреждения – райкомам, исполкомам и своим министерствам. Секретарь райкома или председатель райисполкома, увидев такой, как в «Холдоми», палаточный городок, разобрались бы с ним в два счета.
Нынешние главы районов превращены в статистов, российские губернаторы тоже далеко не всесильны. Необходимо наладить такой народный контроль, когда мимо нас не проскочит ни один злоумышленник. Все зависит в немалой степени от участия каждого из нас, начиная с собственного подъезда. И от согласованности чиновников, которых на все подъезды не напастись.
Виктор МАРЬЯСИН, Хабаровск
Меж тем…
Прокуратура Хабаровского края в ходе проверки работы органов власти и местного самоуправления по итогам трагедии в «Холдоми» обнаружила многочисленные нарушения законодательства. Претензии предъявлены, в частности, министерству образования и науки края, региональным управлениям МЧС и Роспотребнадзора, а также администрации Солнечного района.
Нарушения закона нашли и сотрудники краевой ФАС. Возбуждено дело в отношении не только ООО «Экстрим Сервис» и ООО «Флагман», обе компании – это и есть «Холдоми», но и правительства Хабаровского края и краевого «Дома молодежи». Нарушения касаются пункта закупки тех самых палаток.
После трагедии в «Холдоми» начались проверки и в других регионах. В Свердловской области МЧС выявило шесть несанкционированных палаточных лагерей. Два из них уже закрыли, по остальным принимаются меры прокурорского реагирования.