На днях в здании ТАСС состоялась пресс-конференция, посвященная выходу новой книги Захара Прилепина «Некоторые не попадут в ад». В ходе беседы с представителями прессы писатель рассказал, как проходила работа над романом, жанр которого он сам определяет как «фантасмагорию».
Конечно же, не мог не прозвучать вопрос о том, что подразумевается под этим словом. На него Прилепин ответил обескураживающе честно: речь в романе идет о реальных людях, некоторые из которых здравствуют и поныне и с его интерпретацией событий могут не согласиться. Центральной фигурой романа стал Александр Владимирович Захарченко – по первоначальной задумке роман даже должен был носить имя кафе, в котором он погиб. «Там нет никаких прототипов – все названы своими именами», – подчеркнул писатель, при этом делая акцент на том, что его новая книга ни в коем случае не должна быть причислена к жанру мемуаров или документальной литературы. События, происходившие в действительности на протяжении нескольких лет, объединены в одно лето – целью романа было не задокументировать ход военных действий, а попытаться «осмыслить и осознать» этап войны, который Прилепин считает оконченным: «Та история, которая была – закончилась. Началась какая-то другая, и по сей день там идут серьезные столкновения, но вот та «русская весна», которая началась в 2014 году, для меня закончилась со смертью Захарченко».
«Некоторые не попадут в ад» – не первая книга Прилепина, созданная под впечатлением от вооруженного конфликта, в котором он лично принимал участие. Своей позиции касательно необходимости говорить и писать о войне он не скрывает: «В ходе современных военных конфликтов гибнет больше людей, чем в «страшных» средневековых войнах». А идеология непротивления, по его мнению, только способствует дальнейшему усугублению ситуации: «Жизнь в мире гуманизма – это обман».
Ответом на обвинения представителей антимилитаристических движений, в корне несогласных с таким подходом, писатель считает свою написанную накануне отъезда в Донбас книгу «Офицеры и ополченцы русской литературы», в которой он изложил биографии отечественных литераторов, чья жизнь была тесно связана с войной и защитой своей страны: «Я на стороне Бестужева-Марлинского, и если там зло – тогда я на стороне зла».
Новый роман был написан в рекордные сроки – за 25 дней. На вопрос одного из журналистов о самом трудном этапе создания книги, Прилепин ответил не задумываясь: «Три года в Донецке».
Юлия ШПИТОНКОВА