С 12 по 19 мая в Калининграде проходил 9-й международный литературный фестиваль «Русский Гофман». В ходе форума были озвучены итоги одноименного конкурса.
В номинации «Поэзия» лауреатами первой степени стали Евгений Эрастов (Нижний Новгород» и Ксения Август (Калининград). Лауреаты второй степени – Игорь Григоров (Архангельск), Елена Уварова (Мытищи), Лариса Арефьева (Сердобск). Лауреаты третьей степени – Мария Затонская (Саров), Василий Нацентов (Воронеж), Ася Аксенова, Стефания Данилова (Москва), Александр Оберемок (Белгород), Светлана Носова (Брянск), Александр Трунин (Калуга), Михаил Зиновкин (Архангельск), Наталья Тимофеева (Химки), Елена Ханова (Владивосток). Дипломы присуждены Роману Круглову, Нине Ивушкиной, Борису Чечельницкому, Инге Макаровой, Александру Курапцеву (Санкт-Петербург), Юрию Татаренко (Новосибирск), Сергею Леонтьеву (Московская область), Геннадию Петренко (Павловск), Елене Албул (Москва), Валерии Кирсановой (Смоленск), Игорю Столярову (Нелидово), Людмиле Чеботаревой (Израиль).
В номинации «Проза» лауреаты первой степени – Елена Албул (Москва) и Олег Глушкин (Калининград). Лауреаты второй степени – Сергей Мельников (Москва), Алена Даль (Воронеж), Владимир Квашнин (Саранпуль), а третьей степени – Ирина Асеева, Виктория Черемухина, Екатерина Шелеметьева (Санкт-Петербург), Полина Михайлова (Москва), Олег Рябов, Елена Александрова (Нижний Новгород), Вячеслав Нескоромных (Красноярск), Елена Ахмерова (Екатеринбург), Алена Шипицына (Иркутск). Дипломами отмечены работы Анны Гройсс (Санкт-Петербург), Ольги Штыгашевой (Светлый), Инессы Фахрутдиновой (Казань), Кирилла Зуба (Калининград), Геннадия Литвинцева (Воронеж), Ольги Зюкиной (Брянск), Анастасии Роговой (Мытищи), Александры Фоминой (Москва), Инны Ким (Новокузнецк).
В номинации «Публицистика» победил Александр Костерев (Санкт-Петербург). Лауреатами второй степени названы Михаил Гундарин (Москва) и Валерия Кирсанова (Смоленск). Лауреаты третьей степени – Олег Глушкин (Калининград), Александр Следков, Ирина Данилова (Санкт-Петербург), Ольга Клюкина (Калуга), Вероника Воронина (Люберцы), Иванна Дунец (Колпашево). Дипломантами стали Юлия Пискунова (Новосибирск), Иван Родионов (Котово), Наталья Запорожцева (Сарапул).
Номинацию «Сказочная проза» выиграл Дмитрий Лагутин из Брянска. Лауреаты второй степени – Ирина Соляная (Калач) и Наталья Партолина (Витебск). Лауреаты третьей степени – Надежда Горлова, Алексей Литвинов (Москва), Екатерина Кузнецова (Брянск), Тамара Селеменева (Брюховецкая), Надежда Ожигина (Королев). Звания дипломанта удостоены Марина Пименова, Глеб Океанов (Москва), Татьяна Кошелева (Калининград), Анна Бауэр (Швейцария).
В номинации «Живое чтение» первенствовали Нина Савушкина, Инга Макарова и Ксения Август.
В состав жюри вошли два десятка литераторов: Максим Замшев, Геннадий Калашников, Анна Арканина, Александр Евсюков, Юрий Егоров, Елена Русакова (Москва), Полина Орынянская, Евгений Обухов (Московская область), Екатерина Полянская (Санкт-Петербург), Борис Бартфельд, Дмитрий Воронин, Игорь Ерофеев, Александр Жданов (Калининградская область), Елена Кашева, Александр Ломтев, Татьяна Криницкая (Саров), Елена Трусова (Рыбинск),Владимир Шемшученко (Всеволожск), Нина Ягодинцева (Челябинск).
Также в рамках фестиваля в Калининградской областной научной библиотеке прошел круглый стол «Кант: понятие гражданства и прав гражданина» – в рамках спецпроекта «ЛГ» «Настоящее прошлое». Выступили Максим Замшев, Владимир Шемшученко, Геннадий Калашников, Алексей Елаев, Нина Ягодинцева, Олег Глушкин, Галина Боброва, Ирина Котлова. Спикеров тепло приветствовала директор КОНБ Елена Кошемчук. Борис Бартфельд презентовал сборник произведений участников конкурса короткой прозы, посвященного великому философу.
– «Критику чистого права» Кант написать не успел, но очевидно, что он был на пороге написания этого труда. Вся русская философия базируется на Канте, последнем интернациональном философе. И запрещать нам Канта также нелепо, как позволить грекам приватизировать тексты Сократа. Кант стал частью русского нарратива – наряду с Гегелем, Дидро, Вольтером, Гоббсом. И когда, к примеру, мы говорим о гражданских правах, мы в первую очередь мыслим Кантом, – подчеркнул Алексей Елаев, старший преподаватель РАНХиГС (Калининград).
Главный редактор «Литературной газеты» Максим Замшев и руководитель проекта «ГИПЕРТЕКСТ» Александр Чистяков огласили длинный список номинантов. В оргкомитет поступило около 3000 заявок из 30 регионов России, а также из Беларуси, Узбекистана, Японии.
– Для чего нужны литпремии? Литература в 90-е годы была отдана рынку, а он у нас по-прежнему дикий. Рынок активно предлагает читателям серии дамских романов и детективы с боевиками а-ля «Черная кошка». Серьезная литература осталась в стороне. И премии стали своего рода маяком. Длинные списки премий подсказывают, на что обратить внимание. Премия «Гипертекст», проводящаяся при поддержке Фонда культурных инициатив, – вне литературных и политических лагерей, членам жюри неважно, в каком творческом союзе состоит претендент на звание лауреата. Главная задача – не наградить лучших, а привлечь внимание к творчеству целого ряда ярких авторов, – отметил Максим Замшев.
Владимир Дьяченко представил свою повесть «Дневник унтер-офицера», главный герой которой – Алексей Иванович Швабрин. Два года назад писатель начал работу над сценарием по пушкинской повести «Капитанская дочка», но ее трактовка не заинтересовала продюсеров. В итоге Дьяченко решил написать о Швабрине прозой.
– У Пушкина неясно, почему соперник Петруши Гринева в борьбе за Машу Миронову – злодей. Хотя такие негодяи, как Сальери или Сильвио, описаны блестяще. Я решил исследовать судьбу Швабрина, и мне кажется, что Пушкин одобрил бы мою затею, – заявил писатель.
13 мая стал днем памяти Натальи Гранцевой, которая многие годы была главредом журнала «Нева». Глава оргкомитета «Русского Гофмана» Борис Бартфельд выступил первым:
– Наталья Анатольевна была добрым другом нашего фестиваля, членом жюри конкурса «Русский Гофман». Она вела семинары прозы, после которых десяток молодых писателей получили путевку в жизнь – к примеру, калининградец Борис Пономарев. Известие о смерти Гранцевой стало для меня большим ударом. Прошу почтить память о Наталье Анатольевне минутой молчания.
Вспоминает Владимир Шемшученко:
– Мы были знакомы больше 20 лет. Гранцева была жадной на встречи с интересными людьми. Я рекомендовал ей литфестивали, на которых побывал – и она отвечала тоном, не терпящим возражений: «Хочу!» Наталья Анатольевна служила литературе верой и правдой, иначе не скажешь.
Дмитрий Воронин считает Гранцеву свой литературной мамой.
– На крымском фестивале «Славянские традиции» Наталья Анатольевна вела мастер-классы для прозаиков, где громила мои тексты. Но я продолжал приезжать к ней на литучебу. И в итоге научился понимать природу творчества. С 2015 года публикуюсь в литжурналах – российских и зарубежных. Заслуга Гранцевой в этом, считаю, очень велика, - признался Воронин.
Максим Замшев поделился своими наблюдениями:
– Когда для всех литжурналов настали трудные времена, Гранцева сумела сохранить «Неву», вывезла издание на себе – это, конечно, героический поступок. Очень хорошо, что она публиковала не только питерских авторов. У Гранцевой была своя, особая линия жизни, ее было трудно в чем-то переубедить, и такая твердость характера не может не вызывать восхищение.
На форуме каждый мог найти компанию себе по душе. Владимир Шемшученко провел вечер авторской песни. Евгений Обухов выступил с подборкой юмористических рассказов, а Борис Чечельницкий порадовал коллекцией остроумных стихотворений. Запомнились участникам фестиваля и экскурсии в Балтийск, Гвардейск, Черняховск, Полесск. К примеру, в Балтийске писатели посетили музей «Старый Люнет» и кладбище военных моряков, осмотрели Западный форт и ангары, сфотографировались у памятника императрице Екатерине и возле гостиницы, где в 60-е годы останавливался Иосиф Бродский.
Нина Ягодинцева прочла «полемический доклад» «Писатели против читателей».
– Много лет отечественные литераторы не либерального толка оглядываются по сторонам в поисках читателей. Книги либералов, направленные на разрушение человеческого в человеке, маркируются как настоящая литература. Но зачастую эти тексты – авторский монолог, интересный крайне узкому кругу. В целом изменился статус книги, она воспринимается как формальный признак писателя. В итоге число авторов растет, а количество читателей катастрофически уменьшается, – свидетельствует Нина Ягодинцева.
Значительными событиями форума стали мастер-классы по поэзии и прозе. Екатерина Полянская в ходе разбора рукописей молодых поэтов старалась избегать резких высказываний:
– Факту поэзии научить невозможно. Но можно показать, что не так в стихотворении, покопаться в технике стихосложения. К примеру, рифма «земляной – фольгой» – торчит, ее нужно заменить, сделать более точной. И в целом автор сидит в рифмовочном седле неуверенно, стихотворение начинает брыкаться и в итоге все разваливается.
Нина Ягодинцева ведет поэтические семинары с 1994 года.
– В ходе литучебы учимся выстраивать сюжет стихотворения, также важно добиться незаемности высказывания. Самое сложное – выявить авторскую сверхзадачу. В поэзию читатель идет не за информацией, а за энергией текста. И если поэт перестает прощать себе маленькие огрехи, он быстро теряет свою индивидуальность и перестает отражать время, в которое мы живем.
Выступая на открытии форума, Максим Замшев отметил:
– «Русский Гофман» – уникальный литературный фестиваль, где Борис Бартфельд и Дмитрий Воронин погружают гостей Калининграда в удивительное краеведение. И это приобщение к своего рода культурному и историческому палимпсесту невероятно интересно.
На вопрос, чувствуется ли в Калининграде оторванность от России, Борис Бартфельд ответил:
– У меня нет никаких панических атак. В целом мои ощущения – оптимистические. Да, к нам сложнее добраться, чем в тот же Мурманск. Но пульс отечественной литературной жизни здесь прощупывается очень хорошо. Рад, что участниками фестиваля в этом году стали авторы из Москвы и Санкт-Петербурга, Иркутска и Новосибирска, Челябинска и Сарова - всего больше полусотни писателей. Слежу за ними: их творческий рост ускоряется благодаря мастер-классам, которые дают представители толстых литературных журналов. Литературный Калининград это не только фестиваль «Русский Гофман», но и конкурс фантастического рассказа имени Снегова, конкурс прозаических миниатюр имени Куранова, на которые приезжают авторы со всей страны. Следующий наш фестиваль – юбилейный, 10-й по счету. Глубоко озадачен, как провести его не менее насыщенно и интересно, чем предыдущие.
Юрий ТАТАРЕНКО
Фото автора