Перейти к содержанию
  Воскресенье 24 сентября 2023
Литературная Газета
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
      • Реклама в газете
      • Реклама на сайте
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Видео
    • Правила общежития
    • Настоящее Прошлое
    • Видеоряд
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
Идет поиск...
К сожалению, ничего не найдено.
Изменить запрос
LGZ
LGZ
  • Главная
  • Новости
  • Статьи
  • Видео
  • Колумнисты ЛГ
  • Все рубрики
    • Новости
      • ЛГ Online
      • ЛГ Плюс
      • Позиция
      • Спецформат
    • Статьи
      • Политика
      • Общество
      • История
      • Литература
      • Кино
      • ТВ
      • Театр
      • Музыка
      • Архив номеров
    • Видео
    • Авторы
  • Об издании
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
LGZ
  Новости    29 мая 2022 г.

«Русский миф» и его некоторые приметы

О поэтических прозрениях Юрия КУЗНЕЦОВА размышляет литературный критик Вячеслав ЛЮТЫЙ.
29 мая 2022

О поэзии Юрия Кузнецова говорят и пишут куда больше, нежели о стихах его сверстников и современников. Как-то неожиданно этот поэтический мир обрел черты некоей тайны, которую нельзя раскрыть и выговорить до конца. Всегда остается нечто, тревожащее ум и чувства читателя и исследователя, всегда русское сердце испытывает неосознанное беспокойство, сталкиваясь с лирикой этого художника. Начиная с 1970-х годов, подобные черты тайны все больше обнаруживались в строках Кузнецова. Сам же он, словно подтверждая собственную творческую отдельность, если и давал какие-либо объяснения образов своих стихотворений, то его комментарии, проясняя одно, расширяли границы тайны и делали ее еще более притягательной и неизъяснимой.

С именем Кузнецова связано присутствие понятия «русский миф» в отечественной поэзии. Иносказания и перевод событий в другую реальность, изменение масштабов и временно́й сетки происходящего – вот только самые наглядные свойства этого художественного явления. Поэт считал, что за русским мифом – будущее, волшебство его поэтического метода притягивало к мэтру сторонников и последователей. Но, как и со стихами Есенина, тут оказалось все непросто.

Не прямые образные аналоги и способы построения сюжета, но только растворение русского мифа в сиюминутной реальности и последующее сотворение лирического образа из этой волшебной «глины» как бы заново оказывалось убедительным и не зависящим от лихорадочного скольжения времени сложных русских десятилетий рубежа веков.

Не составит труда назвать имена поэтов, которых мы вправе причислить к последователям Юрия Кузнецова. Одни из них получили от него напутствие лично, другие, взятые в плен его стихами, определялись уже самостоятельно. Не отделяя первых от вторых, назовем несколько имен: Светлана Сырнева, Диана Кан, Владимир Скиф, Евгений Семичев, Марина Струкова... Кроме того, важно подчеркнуть, что русский миф может существовать не только в смысловых и осязательных деталях, близких художественной вселенной Кузнецова, но в координатах и подробностях несколько иных, в сюжетах, совсем по-другому интерпретированных в мифологическом духе. Подобных фигур совсем немного, нужно искать их, и осознавать взаимную близость их литературно-философских миров. Хотя одно имя можно упомянуть и сейчас: Михаил Болгов (Воронеж), его поэма «Видальщина» опубликована в журнале «Подъем» №6-2022.

Стремление воспользоваться возможностями мифа, очевидно, продиктовано желанием поэта высказать своё суждение об окружающем его социальном и духовном мире универсально. Поэзия и так предоставляет подобную возможность творцу, но реальность в этом случае видится более объёмной, нежели художественное слово о ней, которое становится творческой фиксацией наиболее важных ее примет. То есть поэтическая формула может войти в облако действительности и доопределить ее ядро. Если же мы имеем дело с мифом, то происходящее вокруг нас становится его частью, вписываясь отдельной точкой во время и пространство, объятые его контурами. Событийные и временны́е «векторы» и способы взаимодействия наличной действительности и сотворенной словом реальности в случае с мифологичной природой поэтического творения поэтому существенно отличаются.

Довольно трудно сказать, насколько «русский миф» будет согрет лирическим чувством, и сохранится ли внутри этого понятия весь сонм наработок отечественной поэзии двух русских веков. Но несомненно, что параллельное присутствие «школы русского мифа» обогатит нашу поэзию, сообщит ей важнейший интеллектуальный импульс и обязательно повлияет на более традиционные формы высказывания поэтической мысли.

Важно отличать все интонационные подвиды русской лирики, упоминая «поэзию мысли», верлибр, традиционные стихи, и – соотносить их с «русским мифом», предполагая, что он вберет в себя элементы прежней русской поэзии. И, находясь, по видимости, рядом со всеми привычными нам литературными атрибутами, он станет впитывать что-то нужное ему для обновления из этой среды. Развиваясь как будто параллельно, он, по существу, облечет собой нашу поэзию и, растворяясь в ней, тем самым выполнит свою промыслительную художественную задачу.

 

Вячеслав ЛЮТЫЙ


Поэзия ЛГ Online Русская литература Юрий Кузнецов Вячеслав Лютый
68
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта ЛГЗ на ваш электронный ящик.

Гений придёт на свет

04.08.2023

У столетия на примете

28.07.2023

Не различить в эфире лета

21.07.2023

Если чёрное солнце стоит за плечом

20.07.2023

У ахматовской «будки»

07.07.2023

Клуб молодых

1826 голосов

Верлибры, музыка, картины

1158 голосов

Молчанию небес наперекор

973 голосов

Октябрь, побудь со мной...

457 голосов

Век не прожит, а вечное гложет

440 голосов
LGZ
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Фестиваль Память Театр Премьера Книги Дата Книжный ряд Выставка Эпоха Кино Новости Событие Писатель Сериал Утрата
© «Литературная газета», 2007–2022
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты