74-й Каннский кинофестиваль принес россиянам четыре приза, плодотворное участие в различных программах и новые перспективы международного сотрудничества.
Каннский фестиваль в этом году состоялся вживую с 6 по 17 июля – со множеством ограничений, не в привычные майские сроки, а в разгар лета, но состоялся по-настоящему. В Канны слетелись гости со всего мира, в том числе – из России, попавшей незадолго до начала мероприятия в «красную зону». Российским кинематографистам для участия в 74-м Каннском международном кинофестивале пришлось преодолеть ряд трудностей, связанных с осложненным процессом получения виз, нетривиальными путями во Францию, необходимостью соблюсти карантин и постоянно сдавать тесты, но оно того стоило. Наше кино в этом году было широко и разнообразно представлено на Лазурном берегу, и главными итогами фестиваля для России стали: Гран-при основной конкурсной программы у фильма «Купе номер шесть» Юхо Куосманена (создан при миноритарной поддержке РФ), главный приз секции «Особый взгляд» у картины «Разжимая кулаки» Киры Коваленко, победа в программе «Неделя критики» короткометражки «Почтальон» выпускника ГИТРа Клима Тукаева и приз Высшей Технической Комиссии оператору-постановщику фильма «Петровы в гриппе» Кирилла Серебренникова, участвовавшему в основном конкурсе.
В секции «Особый взгляд» помимо упомянутой драмы «Разжимая кулаки», участвовала лента Алексея Германа-младшего «Дело». Анимационный VR-сериал «Под подушкой» Георгия Молодцова принял участие в конкурсной программе «Cannes XR» на кинорынке. Проект нового фильма Эллы Манжеевой «Белой дороги!» был отобран в секцию Atelier программы Cinefondation.
Кроме того, в Каннах были презентованы международные проекты с российским участием. Так, в программу «Двухнедельник режиссеров» была включена франко-бельгийская военная драма «Мой легионер», одну из главных ролей в которой исполнил Александр Кузнецов. Во внеконкурсной программе был показан продюсерский проект Александра Роднянского «Где Анна Франк?» израильского режиссера Ари Фольмана.
Директор Департамента кинематографии и цифрового развития Министерства культуры РФ Светлана Максимченко отметила, что Минкульт, несмотря на пандемию и учитывая широкую представленность российских проектов в программе фестиваля и фокус на продвижении российского кинематографа за рубеж, решил поддержать организацию Российского павильона в Каннах в этом году. Важно было презентовать на главном международном кинофестивале не только наши фильмы, но и наши таланты, сервисы, наши локации для киносъемок, меры господдержки копродукции и другие возможности нашей страны для международных партнеров.
Организатором Российского павильона – официального русского представительства на Каннском кинорынке и кинофестивале – традиционно выступило «Роскино». Глава компании Евгения Маркова подчеркнула, что наша страна впервые за долгое время столь масштабно представлена в разных программах Каннского кинофестиваля. Важно, что ряд отобранных проектов сняты в партнёрстве с другими странами, что подтверждает актуальность вектора на развитие копродукции, выбранного «Роскино» полтора года назад.
Российский павильон стал единым информационным центром наших кинематографистов и универсальной площадкой для продвижения российского кино на международном рынке. Он был организован при поддержке Фонда кино и Министерства культуры РФ. За девять дней работы в нем прошло более двадцати мероприятий, привлекших внимание большого количества профессионалов индустрии из разных стран: отборщиков международных кинофестивалей, фондов, дистрибьюторов, агентств, СМИ.
Именно в Каннах «Роскино» презентовало свою новую инициативу – единый экспортный бренд российской индустрии контента Russian Content Worldwide (RCW), под которым будут осуществляться развитие международного сотрудничества, повышение прозрачности нашей киноиндустрии, налаживание коммуникации между российскими кинематографистами и международной аудиторией.
Алена СЫЧЕВА