Звезды часто благоволили Микаэлу Таривердиеву. Все фильмы с его музыкой пользовались огромной популярностью, его академические произведения исполняли лучшие музыканты. И даже когда в конце октября в столице объявили локдаун, то дата концерта в его честь оказалась буквально накануне, и все запланированные торжества состоялись.
В Концертном зале Академии хорового искусства имени В.С.Попова собрались артисты нескольких поколений, объединенные искренней любовью к творчеству Таривердиева.
Программа началась с величественных звуков органа: лауреат премии Москвы Евгения Кривицкая сыграла пьесу «Домский собор» (саундтрек из кинофильма «Старомодная комедия»). А «Вальс» из балета «Девушка и Смерть» в органной транскрипции стал основой мелодекламации в исполнении ведущего вечера, лауреата премии Москвы Петра Татарицкого, прочитавшего великий текст «Завещания» Н.В.Гоголя: «О, будь же нашим хранителем, спасителем, Музыка!»
И эти строки срезонировали с дальнейшей частью концерта, где великолепно показали себя аспиранты вокального отделения Академии хорового искусства – молодые лауреаты международных конкурсов. Публика горячо приняла цикл «Акварели» в исполнении сопрано Анастасии Поповой, фрагменты из монооперы «Ожидание», экспрессивно спетые сопрано Оксаной Кузнецовой. Чутким партнером в этих номерах стала пианистка Елена Коровина. На высоком эмоциональном градусе прозвучал романс «Мой милый, что тебе я сделала?» в интерпретации сопрано Эльмиры Карахановой, артистки Молодежной оперной программы Большого театра и пианиста Николая Миненкова. Моноспектаклем стал цикл на стихи В.В.Маяковского, в котором баритон Кирилл Волков не только выразительно спел, но и сыграл каждую фразу, прожил каждый музыкальный образ в ансамбле с пианисткой Марией Оселковой.
Тонко и одухотворенно звучал рояль у профессора Ольги Красногоровой, выбравшей две хоральные прелюдии Таривердиева. Дмитрий Онищенко произвел яркое впечатление своей фортепианной импровизацией, эффектно соединив и развив темы из кинофильма «Семнадцать мгновений весны». Завершило вечер выступление Камерного хора Московской консерватории под управлением профессора Александра Соловьева: две хоровые аранжировки Алексея Лёвина песен «В разведке» и «Маленький принц» Таривердиева стали апофеозом этой яркой, нетривиальной программы.
Перед концертом в Академии хорового искусства имени В.С.Попова прошла научно-практическая конференция, где своими мыслями о творчестве М. Таривердиева поделились известные ученые и музыканты. «Размышляя о феномене Таривердиева, можно утверждать, что в наш век, перенасыщенный информацией, век продвижения эстрадных песен-однодневок, музыка маэстро не только не устаревает, но становится все более актуальной и востребованной, – прокомментировала Ярослава Кабалевская, доцент кафедры истории русской музыки Московской консерватории. – В стилистике Таривердиева прослеживаются тенденции необарокко и неоромантизма, а главное, в его творчестве возрождается из авангардного небытия и расцветает мелодическая красота, которая так необходима сейчас, в нашу «бетонную эпоху».
Концерт и конференция, прошедшие в статусе общественно-значимого мероприятия в рамках реализации федерального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура», получили всероссийский резонанс благодаря онлайн-трансляции. Как отметил и. о. ректора Академии хорового искусства А.лександр Соловьев, «на онлайн-связи присутствовали педагоги, музыканты из Белгородской, Смоленской, Владимирской, Ярославской, Рязанской, Новосибирской, Ростовской, Орловской, Псковской, Оренбургской, Мурманской, Челябинской, Иркутской областей, из Москвы, Санкт-Петербурга, Республик Крым, Чувашии, Татарстана, Бурятии, Коми и Камчатского края».
«Впервые творчество Микаэла Таривердиева стала предметом научной музыковедческой дискуссии. Сегодня создан прецедент», – резюмировала итог конференции присутствовавшая в зале супруга юбиляра и хранительница его наследия Вера Таривердиева.
Максим ДМИТРИЕВ