Перейти к содержанию
  Пятница 22 сентября 2023
Литературная Газета
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
      • Реклама в газете
      • Реклама на сайте
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Видео
    • Правила общежития
    • Настоящее Прошлое
    • Видеоряд
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
Идет поиск...
К сожалению, ничего не найдено.
Изменить запрос
LGZ
LGZ
  • Главная
  • Новости
  • Статьи
  • Видео
  • Колумнисты ЛГ
  • Все рубрики
    • Новости
      • ЛГ Online
      • ЛГ Плюс
      • Позиция
      • Спецформат
    • Статьи
      • Политика
      • Общество
      • История
      • Литература
      • Кино
      • ТВ
      • Театр
      • Музыка
      • Архив номеров
    • Видео
    • Авторы
  • Об издании
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
LGZ
  Новости    17 октября 2020 г.

С любовью, вирус

Игорь БОНДАРЬ-ТЕРЕЩЕНКО разбирает первый в мире роман, написанный от лица вируса.
17 октября 2020

Инга Кузнецова. Изнанка. – М.: АСТ, 2020. – 288 с.

   

…Как ни странно это звучит, но «Изнанка» Инги Кузнецовой – роман о любви смертельного вируса к человеку. По сюжету, переходя из тела в тело, микроскопический Чужой, история которого так и просится на широкий экран, проживает жизни вместе со своими хозяевами – Гигами, как он их называет – пытаясь понять их действия, выучить язык, иногда даже распутать клубок отношений между ними.

В наш мир главный герой, заполонивший сегодня все новостные ленты, въезжает верхом на летучей мыши, как и было на самом деле: браконьеры ввезли экзотическую тварь в наши края, и далее, как у классика, все завертелось. Если быть точным, то и в начале, и далее по сюжету, вирус вещает изнутри своих хозяев – мыши, кошки, домохозяйки, влюбленной пары. Кстати, именно находясь внутри влюбленной девушки, он начинает различать добрых и злых хозяев, а ведь ему случается оказаться даже в крови маньяка-убийцы.

Странное, конечно, путешествие в тайны человеческих отношений, но таков уж главный герой, по задумке автора оказавшийся «плачущим убийцей», как в кино. Причем, явный ужастик с мелодрамой вкупе – именно таким жанром можно было бы обозначить анонс на афишах. Парадокс? Дабы познать любовь, нужно убить? В любом случае, как считает вирус, невозможно любить кого-то, не пытаясь его понять, и для того, чтобы начать понимать Гигов, герою романа нужно проходить сквозь человеческие клетки-комнаты-камеры, в которых он может перемещаться только выедая их. «Получается, что у чувствующего вируса нет иного способа любить нас, кроме как поглощать нас изнутри, – поясняет автор в одном из интервью. – И, пока из-за моего героя в «Изнанке» не умрет человек, вирус не догадывается о том, насколько он опасен для нас. В этом его драма. А что? Он имеет право и на собственную драму. Любовь вируса к людям принципиально неутолима и трагична для всех».

Действие в романе происходит в России, Германии, Китае, а социальные группы, как уже упоминалось выше, охвачены полностью, и оценка их от лица Чужого невысока. «Гиги могут с остервенением разрушать мир вокруг себя и сами себя, – констатирует он, восклицая: – Гиги, Хозяева! Да что это такое с вами? Как возможны такие мутации? Как вы превращаетесь в убийц? Как вы превращаетесь в полумертвых? Как вы превращаетесь в нас?»

В стремительном ритме романа часто встречаются «лирические» паузы, выдающие в авторе уже не «антрополога» и «вирусолога», а привычного «поэта», какой ее знают в литературе. «Мы упали в какую-то паузу бытия и теперь обложены несвободой» – разве не высок градус подобного высказывания и не актуален его посыл?

Как бы там ни было, но перед нами первый в истории литературы роман, написанный от лица вируса – философский, пророческий, с фантастическими допущениями. Этакая сюрреалистическая ветка магического реализма, как называет свое творчество автор романа. Натуралистичные сцены, языковые игры, психологизм ситуации и необычный сюжет делают эту книгу актуальным чтивом с глубокими библейскими коннотациями. И вирус прибывает к нам этаким всадником Апокалипсиса, и последовательность смертей и рождений, напоминает ветхозаветный канон: «Это безразличие Отца сделало Отчетливого таким мертвенно-холодным. Это Кибернетик боялся жизни, мучился от нерешительности. Это Кристи была грубой ко всем и никого не любила. Это Жуткий убил Кристи».

Так, вереница смертей и прозрений – в жизни людей и вируса внутри их – приводит нас к выводу о том, что диалог с Чужим в нашем будущем, где, собственно, и вещать особо не будет кому, может завершиться только со смертью последнего Гига. И возможно, тогда начнется эра не только микроскопических «спасителей» мира, но и время классически «маленького человека», не мнящего венцом природы и хозяином Вселенной.

 

Игорь БОНДАРЬ-ТЕРЕЩЕНКО


Спецформат Роман Инга Кузнецова Вирус
129
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта ЛГЗ на ваш электронный ящик.

Зерна человечности в лодке осени

28.11.2022

Памяти мастера

24.11.2022

Сургутский дубль драматурга Чураевой

21.11.2022

О бремени страстей форума «Липки»

18.11.2022

Валентин Красногоров: «Почему люди пишут, объяснить невозможно…»

17.11.2022

Неудобная правда: лучше поздно, чем никогда?

31248 голосов

«Пятна» на сочинском солнце

15317 голосов

Если б сочинской Олимпиады не было, или «Плюсы» для «минусов»

5504 голосов

Пламя Игр-2014: грезы и реальность

4054 голосов

Какая без балета жизнь?!

1275 голосов
LGZ
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Фестиваль Память Театр Премьера Книги Дата Книжный ряд Выставка Эпоха Кино Новости Событие Писатель Сериал Утрата
© «Литературная газета», 2007–2022
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты