Органный хит-парад. Так названа на афише церемония награждения премией «Органист года», прошедшая 3 ноября в Калининграде в рамках XIV Международного фестиваля «Шедевры мировой классики в Кафедральном соборе» в преддверии Всероссийской ночи искусств. Премия, учреждённая Фондом развития творческих инициатив (президент – Лауреат Премии Москвы, профессор, дирижёр Александр Соловьёв) при поддержке Российского музыкального союза (Генеральный директор – композитор Александр Клевицкий) и журнала «Музыкальная жизнь» (главный редактор – органистка, музыкальный критик Евгения Кривицкая) не имеет аналогов в мире. Она призвана привлечь внимание к органному искусству, в её задачи входит сохранять и развивать традиции отечественной органной школы, расширять слушательскую аудиторию.
При упоминании органа сразу возникает ассоциация с чем-то космическим, божественным, слишком «не от мире сего». Но это далеко не всё! Программа нынешнего хит-парада доказала, что, во-первых, орган всегда современен и актуален, а, во-вторых, что этот инструмент с его буквально безграничными возможностями, пожалуй, как никакой другой способен находить отклик в наших сердцах, воплощая именно человеческие переживания.
Итак, самый божественный, самый современный и самый человечный...
И в какой же гармонии с общим настроем концерта находился ещё один «инструмент», в который невозможно было не влюбиться – голос бессменного ведущего церемонии Петра Татарицкого. Не просто ведущего, но – как всегда! – полноценного участника действа, без которого праздника подобного накала эмоций точно бы не получилось!
Да и сам выбор места проведения церемонии далеко не случаен.
«Кафедральный собор стал талисманом премии “Органист года”», – считает Александр Соловьёв.
С этим согласна художественный руководитель Кафедрального собора Вера Таривердиева: «Очень рада, что сегодня полный зал. Мы очень гордимся, что наш собор был выбран для этой премии. Калининград подтверждает статус органной столицы России».
А Евгения Кривицкая в своём приветственном слове обобщила: «Собор – это не просто сцена, а замечательная гостеприимная площадка, позволяющая собрать органистов со всей России. Возможность приехать сюда и сыграть на самом большом органе страны – уже награда. А ещё это возможность показать всем, какие прекрасные и талантливые музыканты есть у нас. Знак нашей премии представляет собой орган в виде человеческой руки. Такой инструмент действительно существует. Он находится в Альпах, в храме Снежной Мадонны. Очень красивый символ. Ведь орган – инструмент сакральный!»
Первая часть кантаты «Gloria» Вивальди в исполнении детского хора «Радость» ДМШ имени Р. Глиэра под управлением Александра Соловьёва явилась своеобразной увертюрой к мероприятию: детские голоса, звучащие в соборе в сопровождении органа (солистка Евгения Кривицкая) – что может быть чище и возвышеннее? И вот на сцену вышла самая юная участница творческого соревнования, 14-летняя Ирина Крюкова, ученица 8 класса ДМШ имени Грига из Москвы – лауреат номинации «Дебют». Её исполнение Прелюдии и фуги ля-минор Баха отличали глубина и зрелость отнюдь не «дебютного» исполнения.
В номинации «Персона» победу одержал заслуженный артист Абхазии Лука Гаделия, Среди его многочисленных заслуг – участие в необычном проекте. К 100-летию выдающегося философа Александра Зиновьева Гаделия записал более 40 треков к фильму «Зиновьев, я люблю тебя!». Музыкант сам создавал транскрипции для органа песен из репертуара Стинга, Эдит Пиаф, «Битлз» – той музыки, которая ассоциируется с органом в самую последнюю очередь, и тем не менее звучащей у Луки красиво и естественно.
Перед следующим лауреатом хотелось склониться в искреннем почтении и восхищении. В номинации «За вклад в профессию» была награждена Любовь Шишханова – Педагог и Музыкант, профессор кафедры органа и клавесина Московской консерватории и исполнитель, отметивший 50-летие своего служения в Ярославской филармонии.
И вот настоящий сюрприз! «За самую оригинальную и концептуальную программу» награждён солист Сочинской филармонии Владимир Королевский, создатель программ в популярном направлении кроссовер «От Баха до Аббы», «ОрганРок», «Что немцу орган, то русскому балалайка» и др. Каково?
Впрочем, сюрпризов было ещё много. Специальные призы ничем не уступали основным четырём номинациям. И «география» участников только расширялась.
«За популяризацию органного исполнительства среди детей и юношества» был отмечен солист Карельской филармонии Александр Новосёлов, исполнивший «по-григориански» скупо и возвышенно хоральную прелюдию «Отче Наш» Г. Бёма и «по-стравински» неистово и буйно «Песнь морехода» из «Друидической сюиты» Моше Ариэля Ганелина (кстати, этот композитор – лауреат премии «Органист года-2021»).
Столь же благородной награды – специального приза «За просветительскую деятельность» – удостоилась Юлия Лотова. Педагог, лектор, органный мастер, руководитель органного класса МГУ, она более 20 лет была ведущей детских абонементов «Органный салон». Настоящий просветитель и прекрасный музыкант. Человек с большой буквы! Да ещё и композитор! Пьеса «Колокола Томашова» родилась под впечатлением от поездки в город Томашув-Мазовецки и была исполнена автором под сводами Кафедрального собора Калининграда.
Настоящий культурный мост...
И он не единственный. Один из самых интересных призов – «За создание культурных мостов» – достался Антонине Ворониной, представлявшей Марийский театр оперы и балета имени Эрика Сапаева. Наградой отмечен её совместный с Арсением Ушковым проект «Орган и марийские гусли». Уже одно такое сочетание по-настоящему интригует! А как же задорно, весело, звонко, словно колокольчики, и в то же время напевно и нежно звучала в исполнении Антонины Ворониной «Фантазия на марийские темы» Станислава Элембаева! Оказывается, фольклор на органе – это так органично (простите за каламбур!)
Среди «органистов года» нашлось место и настоящему подвигу! В августе 2022 года вновь зазвучал орган Ульяновской филармонии, много лет запертый в саркофаге в ожидании «выхода на свет Божий». Директор Лидия Ларина добилась перенесения его в новый зал Ленинского мемориала, где орган получил второе рождение. Диплом «За инициативу возрождения органа и открытие нового акустического зала Органной и Камерной музыки в Ульяновске» был вручен штатному органисту Ленинского мемориала Александру Патрушину.
В церемонии принял участие и его учитель в Санкт-Петербургской консерватории, специально гость заслуженный артист России и лауреат премии «Органист года-2020» Даниэль Зарецкий. «Праздничная токката» П. Флетчера в его исполнении стала подарком всем участникам и слушателям этого незабываемого вечера.
А в качестве гимна всему Искусству – архитектурному, музыкальному, поэтическому, сценическому, изобразительному – прозвучал неподражаемый дуэт Евгении Кривицкой и Петра Татарицкого (мелодекламация на стихи Карины Филипповой в сопровождении саундтрека к кинофильму «Караваджо» Луиса Бакалова). И, конечно же, органному искусству! Самому человечному, самому божественному и самому современному, во имя которого в финале детский хор пропел знаменитую Аллилуйю Леонарда Коэна.
Мария ЗАЛЕССКАЯ