Народный артист России Виктор Иванович Сухоруков хорошо знаком широкому зрителю по фильмам «Комедия строгого режима», «Брат», «Брат 2», «Бедный, бедный Павел», «Остров» и многим другим. Актера любят за блестящие роли в кино и театре. Между тем, наверное, многим его поклонникам хотелось бы увидеть настоящего Сухорукова, без различных сценических масок.
Желание написать актеру возникло у меня после просмотра его дружеской беседы с коллегой, народным артистом России Олегом Евгеньевичем Меньшиковым. В первом письме я поблагодарил Сухорукова за откровенность, мужественность, чувство юмора (прежде всего умение шутить над собой), которые он подарил зрителям во время публичной исповеди, вышедшей на YouTube-канале «ОМ Олега Меньшикова».
Искренние эмоции и слова Сухорукова весьма тронули меня. Полагаю, многое, о чем он поведал (безответная любовь, предательство, унижение со стороны родных), знакомо и тем, кто читает эти строки.
В критические моменты чувствуешь вторичность привычных благ. Ощутив, что главной ценностью является безусловная любовь, а жизнь, семья, творчество лишь средства для ее обретения, человек становится поистине счастливым. Не нужно прятаться от житейских бурь под широким зонтом трусости, уныния, безволия, а, напротив, стоит, раскинув руки в стороны, идти к поставленным целям.
Стойкость в трудных жизненных ситуациях; терпение в борьбе с вредными привычками и пороками; отсутствие злобы к себе, судьбе, окружающим; желание больше отдавать, чем потреблять; принятие болевых ситуаций без ропота и сожалений; смелость в критических и ответственных моментах; верность близким людям; преданность любимому делу – вот что помогло актеру «из урода превратиться в личность» (цитата из его стихотворения).
В моем втором письме был акростих, который я посвятил Сухорукову.
Народному артисту
«Браво!» – захлопав в ладоши,
Радостно зритель кричит,
Актер вылез вон из кожи –
Талант в нем звездой горит.
Увлек игрою блестящей,
Подмостки танцуют под ним,
Он, по эстраде парящий,
Добро щедро дарит другим.
Усмешки его не пугают,
Хохот толпы или ор,
Украдкой слезу роняет
В ответ на упреки, вздор.
Искрится лучами счастья,
Когда получает удар,
Терпеть научился ненастья,
Он вытравил пьяный угар.
Работал на сцене с желаньем,
У Бога монет не просил,
Свыкся с душевным страданьем,
Удаче навстречу спешил.
Хвала волевому герою,
Он мужества полон и сил,
Руками, сознаньем, душою
Уколы судьбы отразил.
Кино и театры в столицах
Окутал сердечным теплом,
Восторженных слов вереница
Уважила акростихом.
Глубже понять противоречивую личность Сухорукова мне удалось, беседуя с ним по телефону. В день своего рождения я впервые позвонил актеру на мобильный, через пару гудков раздался бодрый голос:
– Алло.
– Здравствуйте, Виктор Иванович!
Я напомнил о письмах, которые дважды отправлял ему.
– Письма получил и ваш акростих прочел. Восхищен! Поздравляю с днем рождения. Желаю быть таким же целеустремлённым, волевым, не бояться трудностей. Пусть на вашем жизненном пути их окажется немного.
– Благодарю, – с искренней улыбкой ответил я, – взаимно желаю вам оставаться таким же непосредственным, легким, мудрым ребенком в теле взрослого. Трудности необходимы для развития. Когда судьба наотмашь наносит хлесткий удар, у нас появляется отличная возможность достойно сдержать его, окрепнуть и без страха за будущее продолжать уверенной поступью с улыбкой шагать навстречу буйным ветрам жизни.
– С вами трудно спорить, – ответил Сухоруков.
– Вы мне понравились как человек. Увидев ваш диалог с Меньшиковым, почувствовал хрустальную, ранимую, хрупкую душу орехово-зуевского самородка, спрятавшуюся от острых уколов судьбы под плащом лицедейства.
– Вы меня раскусили, – спокойно промолвил актёр.
Неподдельный Сухоруков раскрывается в своей исповедальной лирике, которую он сочиняет на досуге и не называет поэзией. В стихах актер парит над трудностями, старается примириться с судьбой, приоткрывает дверь, ведущую к потаенным уголкам чуткой души, способной радоваться, несмотря на мытарства:
Я криком своим подчеркну тишину,
А воплем истошным отмечу беду.
Не хочет любовь не есть и не спать.
Попробуйте вы, улыбаясь, страдать.
В разговоре с Меньшиковым Сухоруков откровенно признался, что не смог написать стихотворение, в котором была бы однажды придуманная им фраза: «И народ на подошвах своих выносит гранит из метро». Любопытно, понравилось бы ему, как я одел его фразу стихами?
Московскому метро
В столичном метро частый я гость,
И всем, кто там есть, шлю привет,
Машет в ответ мне поезда хвост,
Моргает в стене самоцвет.
Ярко светят колосьев снопы,
Лампочки бронзовых люстр,
«Матери мира» – жизни столпы
Ждут по соседству мой бюст.
Мрамора мясо вижу – не ем,
Под масками души снуют,
Под кожей земли вырос эдем,
Чьи тропы ног толпы жуют.
Подземке сложил красочный стих,
Теперь пусть обсохнет перо,
И народ на подошвах своих
Выносит гранит из метро.
Фото и рисунок Екатерины ЕГОРОВОЙ