Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Новости
  3. 22 марта 2021 г.
Юбилей

Соперник Толстого и Достоевского

К 200-летию со дня рождения замечательного русского писателя Алексея ПИСЕМСКОГО.

22 марта 2021

1

Зигзагообразны литературные тропы – и в 60-е, и 70-е годы девятнадцатого века Алексей Феофилактович Писемский (11 (23) марта 1821 – 21 января (2 февраля) 1881) был влиятелен и успешен: его переводили на другие языки, горячо и яро обсуждали в толстых журналах.

Главным романом его «Тысяча душ» – зачитывались, тем более, что в контексте тогдашней литературы он был достаточно не обычен, представляя собой роман карьеры, так сказать «деловой роман».

Сок и смак бытовых подробностей, множество которых созидало канву романа, не мешали вектору движения вверх главного героя, что показывалось не менее колоритно, чем живописался быт.

За трагедией «Горькая судьбина» закрепилась слава одной из лучших русских пьес, и шла она с успехом, что не позволил бы усомниться в величие автора.

А потом появилось «Взбаламученное море», и Писемский утратил репутацию – сначала в глазах либеральной общественности, а потом и просто читателей.

Острие, направленное против нигилизма, было воспринято, как неверие в прогресс вообще – он действительно не очень верил в него – Алексей Феофилактович – полагая, что плоды оного будут гнилыми, ядовитыми для отечества; видя в торгашестве дух порчи, о чем писал ядовито во многих фельетонах.

Тем не менее, «Взбаламученное море» становится в ряд романов-предвестий, романов-предупреждений – о последствиях революционного движения, сулящего избыточную кровь, и вообще пути развития – избранного, технического, торгашеского пути; но история никогда не слушает советов.

Последующие произведения Писемского отмечены тяжелым колоритом, мрачным, давящим – сказывалось и пристрастие к алкоголю, и общие накаты свинцовой депрессии.

Однако, книги Писемского живут и ныне: полные тех теплых подробностей и бытовых каталогов, что плотно представляют время, в которое довелось подниматься писателю по литературной лестнице.

Хотя, очевидно, никто уже не назовет его великим русским писателем.

 

2

Натуральная школа подразумевала наждачную правду – с некоторым заострением; в частности Писемский, дебютировавший в 1846 году в журнале Михаила Погодина «Москвитянин», известность получил после повести «Тюфяк», где реализм сочетался с сатирой: или перехвачен был лентами иронии, ибо образ едва ли высмеивался, скорее указывалось на него: экий, мол…

Сейчас сложно представить, что по своему литературному весу Писемский в 60-е году практически не уступал Достоевского и Толстому, а как драматург соперничал с Островским…

…«Просвещенное время» представляет нам некоторое общество «по выщипке руна из овец» – уже в название деятельности оного заложено изрядно перца (не говоря о тонких нитях, протянутых к пресловутой конторе по заготовке рогов и копыт)…

На сцене разворачиваются своеобразно скрученные процессы бытия данной «бизнес-структуры»: разумеется ярко высветляя персонажей: к примеру, учредителя компании и мужа главной героини: наглого, нахрапистого, с оловянными (предположительно) глазами: в которых если и отражается что — так уверенность в безграничной силе денег.

Чувствуете современность, стучащую копытами в текст?

Он добротен, округл, сильно ложится реплика к реплике, и финансовые комбинации, построенные, разумеется, на мошенничестве, ядреным перцем приправляют блюдо тогдашнего существования.

Социум не может без мошенников.

То, как они отражены в литературе, показывают градус и меру понимания обществом вреда, наносимых оными.

«Тысяча душ» – самая значительная вещь Писемского – роман социальный, пронизанный и пропитанный многим, ибо панорама, раскрывающаяся читателю, широка – дореформенное русское общество показано выпукло, рассмотрено с разных ракурсов, играет различными оттенками.

...литератор-любитель, нищий выпускник университета Калинович, определенный смотрителем училищ в затхлый провинциальный городок, в болотистую дыру; выше всего ценя комфорт и достаток, не обращает никакого внимания на влюбленную в него девушку, ради игры иного сорта: влюбить в себя немолодую дочь генеральши, чье наследство и исчисляется пресловутой тысячей душ.

Мелькают жулики, казнокрады, авантюристы, персонажей много: хотя до тысячи они не дотянут; разворачиваются ленты пути, и роман деловито строится, как произведение карьеры в недрах социума, отдавая (отчасти) духом французских классиков, – Бальзака, Стендаля...

...потом зарябило «Взбаламученное море» – роман, острием своим направленный против нигилистов, сильно отравлявших тогдашнее пространства; вставший в ряд нескольких русских антиутопий, сильных и колоритных.

Мечтая некогда стать актером, Писемский активно выступал с чтением своих произведений: всегда успешно.

Вес его в интеллектуальной жизни общества был велик.

Он терял с годами силы, сводясь более к истории литературы, нежели к ней самой…

Что, думается, несправедливо: Писемский был ярок: и как прозаик, и как драматург. Легко убедиться в этом, перечитав оставленные им тома.


Александр БАЛТИН


Тэги: ЛГ Online Писатель Круглая дата Драматург Прозаик Алексей Писемский
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Валентин Катаев

    09.03.2024
  • Творить всегда, творить везде

    07.03.2024
  • «…Это самый культурный писатель на Руси!»

    13.12.2023
  • Юбилей творческого пути

    06.12.2023
  • Внутри трагедии

    06.12.2023
  • Дом-музей Н.С. Лескова на родине писателя

    1277 голосов
  • Романовы были русскими

    263 голосов
  • Мы в Telegram

    235 голосов
  • Рефлексия начнется завтра

    226 голосов
  • «Сомнений в правоте России нет…» Часть вторая

    206 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS