До 14 августа проходит необычная выставка Ильи Федотова-Федорова «Мотылек и летучая мышь летят на свет».
Выставка «Мотылек и летучая мышь летят на свет» – вторая в питерской галерее Anna Nova Art Galleryдля Ильи. Художник изучал зоонженерию и генетику в РУДН и его интерес к животному миру не случаен.
Подруга Ильи готовилась к трансгендерному переходу, поэтому на столе лежали пустые ампулы с гормонами, привлекшие внимание насекомых в ее доме. И тут Илью осенило: бабочки – существа, совершающие переход через стадию гусеницы к куколке. То, чего хотят некоторые люди, они совершают по законам природы.
Соотношение человеческого и нечеловеческого, вопрос об отношении к Другому – это основные ключи к пониманию замысла Федотова-Федорова.
Выставка устроена как своеобразное путешествие по местам Другого, лишенного бинарного и гендерного определения.
Загляни внутрь
Образ летучей мыши в перфомансе Ильи не случаен. Серия опытов над стаями рукокрылых побудила художника изучить вопрос «своего» и «чужого». В ходе эксперимента было взято по одной особи из разных колоний. Крылья одной из них полностью покрасили в синий цвет, а у другой окрасили только одно крыло. В итоге оба насекомых стали изгоями в своих стаях, но если целиком окрашенную мышь другие члены стаи только игнорировали, то вторую восприняли как опасного чужака и начали атаковать ее. Феномен «инаковости» и проблема отношения к «чужому» художником исследуется как в мире животных, так и в человеческом сообществе.
Использованный синий цвет в экспозиции и видео отсылает к экспериментам с летучими мышами и напоминает зрителю видеосъемку с камер ночного видения. Зрение насекомых смещено в фиолетовую область спектра и поэтика синего позволяет увидеть мир через взгляд животного, мотылька или летучий мыши.
Синева
Второй зал представляет из себя белую комнату с хирургическом стулом. Ежедневно в определенные часы здесь проходят перформансы-перевоплощения гусеницы в бабочку.
В них участвуют Сабина Саутиева, Краснова Татьяна и Богдан Кочуров.
Танцору предполагает выступать перед большим количеством людей. Но перфоманс – это другое, мы находимся очень близко к зрителю. Иногда ты чувствуешь себя неловко и действительно начинаешь понимать животных в зоопарке, которых изучают гости. Я начинаю задумываться о том, как человек, который делает любой переход, себя чувствует, насколько он одинок в этот момент или наоборот.
Искусство становится более умным, оно становится о тебе. И главное в закрытой комнате с перформерами, – почувствовать это, как относишься к этому ты.
По сторонам
На втором этаже – надпись «Я – тело, которое медицинский и юридический дискурсы маркируют как «транссексуальное», которое большинство ваших психоаналитических пособий определяют как объект “невозможного превращения»... Я монстр, который встает с кушетки и берет слово не как пациент, но как гражданин, как ваша уродливая ровня» (из книги «Я монстр, что говорит с вами. Отчет для академии психоанализа», 2019). Высказывание громкое, но если видишь, кому оно принадлежит, все становится понятно. Это слова Поля Пресьядо-современного философа.
В следующем зале висят маски-пародии на полу-человека, полу-животного. А на стене расположена трехканальная видеоинсталляция с видео танцев Vogue. В помещении нет звука-все внимание обращено к движениям людей, напоминающим жесты насекомых. Выбор стиля не ограничен ассоциативными параллелями-Vogue появился в 1970-х годах в Гарлемской тюрьме, где заключенные – дрэг-квин и афро-и латиноамериканских геи-копировали позы моделей. Просмотр занимает примерно 10 минут, за которые зрителю удается ощутить «чужого».
Андрогин
Главным героем является существо, лишенное каких-либо гендерных или идентичных установок. Он-квинтэссенция Другого в виде андрогинного обнаженного персонажа. История взаимодействия человека с животным миром снималась через полгода после ввода карантинных мер в швейцарском зоопарке Papilorama. Обнаженный художник с маской полу-женщины, полу-мужчины гуляет по вольерам с птицами и рептилиями. Создание андрогинного существа – это попытка сказать: «Человек не характеризуется гендером, он, как и животные, – существо, способное перевоплощаться».
Спорно. Провокационно. Любопытно.
Тема «странного другого» резко стоит в современном мире. Мы не принимаем тех, кто на нас не похож, в физическом и психологическом смысле отвергая его идентичность. Сравнивая человека и насекомого, художник объясняет, что каждый из нас обладает индивидуальными качествами, которые не должны становиться в обществе ярлыками с оценкой «плохо» или «хорошо». Илья сделал не просто изображение Другого, а заставил каждого зрителя обнародовать его идентичность.
Вероника ЗАХАРОВА