Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Новости
  3. 24 января 2014 г.

Татьяна, русская душою

«Литературная газета» и издательство «У Никитских ворот» выпустили книгу, посвященную Татьяне Дорониной. Нынешний театральный сезон для актрисы — юбилейный.

24 января 2014

«Литературная газета» и издательство «У Никитских ворот» выпустили книгу, посвященную Татьяне Дорониной. Нынешний театральный сезон для актрисы — юбилейный.

Автор — давняя соратница артистки и завлит МХАТа им. Горького. Для Галины Орехановой писать о сценических судьбах не впервой. Из-под ее пера уже вышел труд, посвященный нынешней героине («Я — русская актриса»). Новая версия под заголовком «Татьяна Доронина: «Жизнь моя, русский театр» появилась пятнадцать лет спустя. Но эта работа не похожа на обычную биографию. Здесь нет строго хронологического порядка, подробных рассказов о детстве и начале творческого пути (об этом Доронина сама писала в «Дневнике актрисы»). Ореханова берет шире. Ее книга — разговор о судьбе русского театра вообще. «Мировая театральная сцена сегодня, в начале ХХI века, пребывает в тяжелом кризисе драматического театра классического реализма», — констатирует автор. И лишь на Тверском бульваре в этот прискорбный факт поверить трудно: «Так много у него здесь искренних поклонников». Поэтому именно горьковское крыло мхатовской чайки всецело захватило внимание автора. Ну а Татьяне Васильевне по праву досталась главная роль. Повествование в основном охватывает период ее руководства театром. «Гибель искусства — национальное бедствие», — цитирует Ореханова Станиславского. Доронина предстает подвижницей, вышедшей на «мировоззренческую дуэль» с легкомыслием перестроечной сцены.

Признаком хорошего тона является начинать разговор о Татьяне Васильевне издалека — с заветов Станиславского. Биограф Галина Ореханова соблюдает политес беспрекословно. Впрочем, фигуры «художественников», Горького, Чехова, Булгакова, сопровождают все повествование. А текст пестрит выразительными цитатами классиков.

Сцена лишь с виду ровная и гладкая. Путь актрисы только со стороны легок. Немало страниц отдано рассуждениям о творческой совести и ответственности артиста перед зрителем, утерянных в «лихие девяностые». На безрадостном фоне фигура Дорониной выделяется еще более благородно: «Она словно бы и не замечает, что в обществе трусость стала вполне «приличной» чертой поведения, что «хорошим» тоном стало «снимать» трудные вопросы и принято уходить от решения их с «легкостью необыкновенной», по-хлестаковски!». Татьяна Васильевна не закрыла глаза, не махнула рукой, когда рушился родной Художественный — с титаническим усердием пыталась отвратить катастрофу. Тщетно: «Никто не захотел вникнуть в суть дела, никто не выслушал подобающим образом авторитетного художника, русскую актрису — любимицу огромной многонациональной державы, народную артистку СССР». О родном МХАТе завлит пишет с патриотизмом, о расколе — с болью. Зато последующая судьба сцены на Тверском бульваре представлена как триумф. Полные залы, овации, громкие премьеры одна за одной: «Три сестры», «Вишневый сад», «Старая актриса на роль жены Достоевского», «Прощание с Матёрой», «Зойкина квартира», «Лес», «На дне», «Без вины виноватые», «Васса Железнова»… И почти в каждом спектакле Татьяна Васильевна выходит на сцену, поддерживая марку театра «высокой художественной пробы». Окунуться в атмосферу МХАТа Дорониной помогут многочисленные цитаты из рецензий. Кроме того, издание проиллюстрировано редкими снимками из архивов театра и актрисы.

Надежда МОРОЗОВА

Газета «Культура», № 2, 2014

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг Форум
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS