В Нижегородском театре оперы и балета отметили 800-летие Александра Невского громкой постановкой. Проект «За Русь святую!..» его создатели назвали героическим действом, выведя на сцену знаменитых исторических персонажей – Александра Невского, Козьму Минина, Дмитрия Пожарского. Не только проверенная классика, сочинения М.Глинки, А.Бородина, С.Прокофьева, но и произведения современных композиторов – Сергея Екимова и Лоры Квинт вызвали искренний эмоциональный отклик публики, которая затаив дыхание внимала и великолепному русскому слову А.Пушкина, А.Блока, А.Майкова, М.Булгакова, Н.Денисова, К.Филипповой. Придуманный профессором, органисткой Евгенией Кривицкой и режиссером и актером Петром Татарицким проект музыкально воплотил художественный руководитель театра, дирижер Александр Топлов. После премьеры он поделился своими впечатлениями и рассказал, какие задачи сейчас решает коллектив.
– Постановка «За Русь святую!..» обращена к теме патриотизма, имеет просветительский характер. Насколько, с вашей точки зрения, это востребовано сейчас у публики?
– Уверен, каждому важно знать историю своей семьи, города, региона, страны. Среда формирует человека, то, в каком окружении он живет, что читает и смотрит, во многом определяет его дальнейшую судьбу. И как важно, когда с одной стороны есть поводы гордиться своей страной, своим народом, но с другой стороны это обязывает соответствовать тем принципам, которые самой историей заложены. Не только применительно к этому проекту, но добавлю, в любой постановке важно ответить не только на вопрос «что?», но и – «как?» Именно степень таланта чаще выражается в том, как написан сценарий, как поют певцы, как играет оркестр, как выстроена кульминация и т.д. Особенно этот вопрос важен, когда речь идёт о тех музыкальных полотнах, которые уже вошли в мировую сокровищницу.
– По мысли режиссера в спектакле были задействованы все силы труппы. Насколько постановка помогла раскрыться вашим артистам?
– Данный проект, несмотря на подзаголовок «героическое действо», похож на оперу с точки зрения участия в нём всех сил театра: балет, хор, оркестр, солисты. И все они раскрылись с каких-то новых сторон. Так, артистка хора Анастасия Машковцева на высоком художественном уровне спела соло в сцене «Плачет Земля» из музыкальной саги Лоры Квинт, а Олег Федоненко был одинаково убедителен и как певец, и как драматический актер. Солисту оперы Александру Сильчуку была доверена только речевая часть спектакля, и он справился с ней прекрасно. В театр был специально доставлен орган, на котором замечательно играла автор проекта, профессор Московской консерватории Евгения Кривицкая. Для хора, оркестра, солистов, да и для дирижёра это была особая задача по взаимодействию. Екатерина Ясинская, помимо привычного для неё плача Ярославны из оперы «Князь Игорь», удивительно тонко и проникновенно спела Вокализ для сопрано, гобоя, хора и органа Сергея Екимова. С Алексеем Кошелевым всегда бывает интересно побеседовать об истории, искусстве, религии. Партию отца Авраамия, которую он исполнял на сцене, крайне сложно сыграть. Было вдвойне приятно, когда в этом герое мы увидели не только смиренного праведника, но и живого эмоционального человека. Убедителен был и Рустам Касимов, спевший известнейшую «Величавую» из оперы «Война и мир» Прокофьева.
Отдельные слова хотелось бы сказать о хоре. Чаще всего их работа ограничивается лишь оперным репертуаром. В том, что они уверенно споют привычную для них музыку, я не сомневался, исполнить же духовные сочинения a cappella и, тем более, современных композиторов – очень сложная задача, с которой они прекрасно справились. И отдельное спасибо Петру Татарицкому, который был не только режиссером-постановщиком, но и сценаристом, чтецом, актером. Ведь даже на стадии создания либретто, важно его напитать не только какими-то интересными фактами, но и верно рассчитать, где лирическая кульминация, где духовная, где и как выстроен финал спектакля и т. д. Все это было сделано им очень профессионально.
– Ваши ощущения после премьеры?
– Вы знаете, в театре не работают, театру служат. Чувство колоссальной ответственности ежедневно возникает как на спектаклях, так и во время репетиционного и всего подготовительного этапа. Когда же речь идёт об успешной реализации исторических и патриотических проектов, то и чувство выполненного долга возрастает.
– Проект «За Русь святую!..» стал фактически одной из первых ласточек в череде событий к 800-летию Нижнего Новгорода. Есть ли дальнейшие планы у театра в связи с этой датой?
– Мне приятно, что данный проект так быстро получил серьезный резонанс в федеральных СМИ, уже сейчас мы получили приглашение выступить на сцене Большого зала Московской консерватории 9 июня в фестивале «Рожденные Россией». Помимо этого, театр активно готовится к новой постановке – это опера Н.А. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», которая пройдет в середине августа в формате open air около здания Нижегородской ярмарки.
– Вы возглавили Нижегородский театр оперы и балета два года назад, и теперь уже очевидно, что ваша стратегия дала хорошие результаты. О театре всерьез заговорили, появляются резонансные постановки, вас заметили столичные критики. Что впереди?
– Стратегия развития театра не меняется, мы ей четко следуем. И вы правильно заметили, что это уже дало свои результаты. Отмечу лишь, что во многом развитие театра происходит за счет эксклюзивных проектов. Можно подготовить новую постановку «Евгения Онегина» или «Травиаты», и это, несомненно, нужно продолжать делать, несмотря на то, что в известном смысле такие популярные названия – уже «перепаханное поле». Однако само развитие происходит либо за счет каких-то интересных и необычных коллабораций, либо за счет таких проектов, как «За Русь святую!..» Конечно, самое главное – это качество исполнения. Нельзя забывать и про то, что во все времена театр – это было место не только для артистического действа, но и для реализации самой сложной инженерной мысли. Вопрос нового здания для нас по-прежнему актуален.
Понимаю нашего нового зрителя, которому в собственном смартфоне доступны все последние наработки. Театр тоже должен не переставать удивлять, но не своей архаичностью, а актуальностью сегодняшнего дня и инженерией, в частности. Наше здание изначально не было предназначено для всего этого, это был Народный дом и от того, что в свое время в нем стихийно возникла маленькая оркестровая яма, этот дом не стал оперным театром. Я также открыт для творчества современных авторов, однако гении прошлого (Чайковский, Прокофьев, Верди, Моцарт) поставили такую высокую планку, которую очень сложно преодолеть. И всё же, искусство продолжает развиваться, и оно не стоит на месте. Мне искренне приятно видеть в зале разную публику – людей молодых, креативных, с живым взглядом, пытливым умом, и тех, для кого оперный театр ассоциируется с воспоминаниями о давно прошедшей юности.
Нельзя забывать и об официальных значимых фактах в жизни сегодняшнего театра. Впервые за 22 года работы балетной труппы наши солисты Василий Козлов и Александр Лысов в этом году получили звание «заслуженного артиста РФ». 37 лет театр не выезжал в Москву на гастроли, сейчас, по приглашению ректора А.С. Соколова едет, причем на легендарную площадку – Большой зал Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского. Будем работать дальше.
Беседовала Лилия ОРДЫНСКАЯ