Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Новости
  3. 28 марта 2022 г.
Литература

Тоска по высокой поэзии

Олег АЛЕШИН размышляет, почему сейчас нет такого разнообразия школ и направлений, как это было в Серебряном веке?

28 марта 2022

Почему в России сейчас нет такого разнообразия поэтических школ и направлений, как это было в Серебряном веке и вообще в первой половине XX века? Несмотря на этические разногласия символистов, акмеистов, имажинистов, обэриутов, авангардистов, их стилистические поиски обогатили русскую литературу.


Современная поэзия, на мой взгляд, сместилась куда-то в сферу этических вопросов. Здесь уместно привести знаменитую формулу «поэт в России больше, чем поэт». Безусловно, «гордый дух гражданства» живет в русской поэзии с некрасовских времен. Но с этой «программой установкой» однажды столкнулись художники-передвижники. Став социальными оракулами, они перестали решать важнейшие эстетические вопросы. И сегодня, на мой взгляд, схожая тенденция в поэзии.

Знаменитая формула Евгения Евтушенко с ног на голову переворачивает поэтическое сознание, ставя гражданина выше Творца, прозу выше поэзии. Пресловутая «польза» вытеснила «бесцельность» существования высокой поэзии из нашей жизни. Это сродни знаменитой в 1960 годы борьбе с излишествами в архитектуре, которая привела к тому, что сейчас мы живем в безликих домах, где господствуют агрессивные прямые углы. Известно, архитектура – красота без пользы. Но именно красота облагораживает ландшафт, формирует сознание человека, даже врачует. Хотя при желании этот тезис можно и оспорить.

Например, поэт Георгий Адамович, основатель «Парижской ноты», отрицал всевозможные поэтические виньетки, то есть, изобразительные средства, называя их «литературщиной». Но в этом нет никакого противоречия. В сущности, речь идет не о чистой форме, но стиле, который приличествует содержанию произведения. Поэтому «Парижская нота» сродни элегантности черного рояля. Стилистический минимализм оправдан духовными исканиями поэтов – эмигрантов первой волны. Тот же Ле Корбюзье основал архитектурный функционализм, то есть, создал свой неповторимый стиль, отразив философские воззрения послевоенного времени. Но любая тенденция может быть доведена до абсурда. В этом и кроется опасность. Это не простая игра с формой. Лакей в царских одеждах остается лакеем, но царя видно в лохмотьях. Такое противоречие между формой и содержанием преодолевается стилем.

На мой взгляд, современная поэзия стремится к манере, но не к стилю, если трактовать этот термин как Вячеслав Иванов. По его мнению, манера, как способ самовыражения, держится на отрицании художественных традиций, стиль, напротив, подразумевает сознательное подчинение законам красоты и гармонии, но не отменяет личности поэта, его взгляд, интонацию...

И если поэзия сегодня не воспринимается – как высшее существование человеческого духа, не проникнута стремлением к прекрасному, вечным поиском совершенного образа этого мира, то и поэтический язык, изобразительные средства стремятся – с одной стороны к грубости, вульгарности, пошлости, с другой – к механистичности, если учесть тенденцию лингвистического экспериментаторства в стихотворной строке. Образ художника – как творца поэтического мира – потускнел.

Были времена, когда писатели украшали обшлага кружевами, перед тем, как взяться за перо, рассматривая творчество как некое таинство. Сейчас это вызывает улыбку. Но я уверен, что многие читатели истосковались по высокой поэзии, которая говорит, прежде всего, о человеческом достоинстве. Будет ли «возрождение» высокого духа поэзии? Да, если мы вернем в нашу жизнь Поэзию. Понятно, что это утопия. Но и она должна быть изящной и красивой, как в Золотом и Серебряном веках русской поэзии.


Олег АЛЕШИН, г. Тамбов


Тэги: Спецформат Серебряный век
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Зерна человечности в лодке осени

    28.11.2022
  • Памяти мастера

    24.11.2022
  • Сургутский дубль драматурга Чураевой

    21.11.2022
  • О бремени страстей форума «Липки»

    18.11.2022
  • Валентин Красногоров: «Почему люди пишут, объяснить невозможно…»

    17.11.2022
  • Неудобная правда: лучше поздно, чем никогда?

    31248 голосов
  • «Пятна» на сочинском солнце

    15317 голосов
  • Если б сочинской Олимпиады не было, или «Плюсы» для «минусов»

    5504 голосов
  • Пламя Игр-2014: грезы и реальность

    4054 голосов
  • Какая без балета жизнь?!

    1275 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS