Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Новости
  3. 28 октября 2024 г.

Три формулы бесконечности

Космонавт, режиссер и поэт мечтают и исповедуются на четыре кинокамеры

28 октября 2024

С октября этого года широкому зрителю станет доступной новая работа молодого кинорежиссера Руслана Янковского, которая пополнит ряд его игровых короткометражек «Умереть в Японском саду» (2021), «Дельфины в Космосе» (2022), но существенно от них отличается исполнением, атмосферой и замыслом.

«Константа» — развернутый кинотриптих (общий хронометраж — полтора часа), серия бесед Янковского с заметными фигурами из разных сфер общепланетарной деятельности. Выбор пал на летчика-космонавта Константина Крикалева, режиссера и сценариста Павла Лунгина, поэта и философа Константина Кедрова.

Каждый из них расположился в студии черных тонов перед четырьмя кинокамерами, что призвано подчеркнуть особый постановочный шик, и неторопливо, в ритме мыслей вслух, реагировал на очень простые внешне, но исключительно важные по наполнению вопросы. Каковы ваши главные жизненные принципы? Что делает человека человеком? Наш дом — Земля или Космос? Ваше отношение к идее жизни после смерти? Вы видите сны или творите? Вмещает ли Космос сердце человека?..

В своих откровенных ответах герои «Константы» не ограничивали себя доступным анкетным слоем, постоянно пытаясь приблизиться к той заветной «стороне Луны», которая от всех нас скрыта, и чураясь прямолинейной категоричности.

Сдержанный лаконизм оказался типичным для Сергея Константиновича. Человек уникального дела, человек поступка, он познавал бесконечность буквально наощупь, и его ощущения, например, от первого появления на космической орбите вряд ли усилятся, будучи отраженными в зеркале пестрого красноречия.

Творец «Такси-блюза» и «Царя» был щедр на эмоции, воспоминания, оценки. Речь шла о влиянии на его эстетику легендарных сказочных книжек в виртуозном переложении его матери Лилианны Лунгиной, о его жизни во Франции, о собственных фильмах, среди которых Лунгин выделяет не снискавшую народной любви «Пиковую даму», о сотрудничестве с Петром Мамоновым и Олегом Янковским. Значительное место в режиссерском монологе было уделено условиям и возможностям перехода с литературного языка на кинематографический, где коллизия — «сложная» литература, «грубое» кино — выглядит, по авторитетному мнению Павла Семеновича, намного затейливей.

Кедровская часть — самая длительная, что вполне логично: выдающемуся лектору и оратору, чье фундаментальное кредо сосредоточено в понятии «человек космический», всегда есть что сказать о любых хитроумных проблемах и дилеммах цивилизации. С детства, благодаря «старорежимной» родне и вопреки окружающей «советской действительности», воспринявший христианские нравственные нормы, Константин Александрович усваивал религиозные законы как законы бытия, как прямую логику Космоса. «Звёзды дали нам алфавит и сюжеты литературные». Уже в юности у Кедрова сложилась оригинальная теория метакода, подразумевающая синтез космологии и генетического кода человека. Кедров-поэт, естественно, аргументировал свою правоту чтением стихотворных строк — поэмы «Бесконечная» и хрестоматийного «Компьютера любви»: «Небо — это высота взгляда. / Взгляд — это глубина неба. / Боль — это прикосновение бога. / Бог — это прикосновение боли...»

В «Константе» проступает лирико-философский документ, значение которого повышается с течением времени, происходит обнажение бесценного опыта и его поверка нераскрытыми бытийными тайнами. Поставленная цель достигнута и в том, что герои бесед предстают перед нами в не совсем привычном образе, и в том, что каждый из них получает шанс взглянуть по-новому и на себя самого.

Сергей НЕЩЕРЕТОВ


Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Утрата Сериал Новости Театральная площадь Век Фильм ЛГ рейтинг Поэзия Калмыкии
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS