Перейти к содержанию
  Среда 27 сентября 2023
Литературная Газета
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
      • Реклама в газете
      • Реклама на сайте
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Видео
    • Правила общежития
    • Настоящее Прошлое
    • Видеоряд
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
Идет поиск...
К сожалению, ничего не найдено.
Изменить запрос
LGZ
LGZ
  • Главная
  • Новости
  • Статьи
  • Видео
  • Колумнисты ЛГ
  • Все рубрики
    • Новости
      • ЛГ Online
      • ЛГ Плюс
      • Позиция
      • Спецформат
    • Статьи
      • Политика
      • Общество
      • История
      • Литература
      • Кино
      • ТВ
      • Театр
      • Музыка
      • Архив номеров
    • Видео
    • Авторы
  • Об издании
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
LGZ
  Новости    05 мая 2020 г.
Проза

«Цена этой картины – пять рублей»

Зарисовки Кати РУБИНОЙ с художественной выставки и смешные, и одновременно грустные.
05 мая 2020

Катя РУБИНА

Художник, прозаик, драматург. Родилась в Москве в семье известного советского композитора Владимира Рубина и актрисы Марии Скуратовой.

В 1988 году окончила Высшее художественно-промышленное училище (бывш. Строгановское). Участник многочисленных московских и международных выставок. Член Творческого Союза Художников России, член Союза Театральных Деятелей (СТД), член международного Пен-клуба.

Живет и работает в Москве. Автор нескольких книг прозы. Пьесы Рубиной идут в российских и зарубежных театрах. Картины Рубиной находятся в музеях и частных коллекциях России, Европы, США.

 



ЗАМЕТКИ С ВЫСТАВКИ, ИЛИ ДЕВЯТЬ ДНЕЙ ОДНОГО ГОДА

 

День первый

Сижу на ярмарке возле своих картин. Сегодня народу прибавилось, идут себе и идут. Вот прошли два мужчины. Один остановился, щелкнул мою картину на телефон и говорит: «Ах, как красиво!» – Какой приятный мужчина, – думаю я. И тут вдруг другой мужчина, громко так: «Ты что, Валера, дурак?!» – Какой неприятный мужчина, – думаю я.

Проходит пожилой мужчина. Останавливается около меня, щелкает картину на телефон и спрашивает: «А что, выходить отсюдова так же, как входить?» Я киваю. Проходит молодая женщина в красивом костюме и домашних (почему-то шлепанцах). Она останавливается, щелкает картины на телефон и говорит: «Барахла тут много! Это ваши?» Я грустно киваю. Она: «Эти еще ничего!» Я натянуто улыбаюсь. Проходит дядя среднего возраста, щелкает картины на телефон и говорит: «Итак, она звалась Наташа!» – Татьяна, – поправлю я его. Он: «Вы молодец, помните еще кое-что. Сейчас молодежь Пушкина от Дзержинского не отличит!» Я улыбаюсь и молчу, не хочу развивать тему необразованности молодежи.

 

День второй

– О, как! – восклицает мужчина в пляжных трусах и шлепанцах.

Я расплываюсь в улыбке.

– А у меня сегодня день рождения, – продолжает он.

– Поздравляю! – я – сама любезность и доброжелательность.

– Хочу подарочек себе прикупить.

– Любитель искусства, – радостно думаю я.

– Это все тут новоделы?

Вопрос мужчины немного настораживает меня.

– Это – современная живопись, – отвечаю я с достоинством, подернутым легкой дымкой грусти.

– Кстати, обуви тут не вижу, – мужчина явно озабочен.

– Это и не мудрено, – в голосе моем звучит легкая ирония.

– А мне говорили, что в ГУМе обуви дофигищи.

– Возможно, – киваю я.

– Значит, надули опять?

– А вы сходите в ГУМ и посмотрите, – я произношу эти слова вежливо, но весьма отстраненно.

– А это разве не ГУМ? – мужчина удивленно поднимает брови и почесывает затылок.

– Гостиный Двор, московская художественная ярмарка. ГУМ напротив.

– Тьфу ты, блин! – мужчина, не попрощавшись, семенит к выходу, хлопая шлепанцами.

 

День третий

Интеллигентного вида мужчина (костюм, рубашка, галстук) приближается к нашему стенду. Останавливается напротив меня. Я приветливо киваю.

Мужчина: Всё – сплошь фальшаки!

Я: Вы шутите?

Мужчина: Какие, к черту, шутки!? Это и жирафу понятно!

Я: Могу с вами поспорить.

Мужчина: Чушь! Никогда не поверю, что это подлинный Моне (показывает на мою работу).

Я: Вы правы! Это не подлинный Моне! Спасибо!

Мужчина делает паузу, кидает на меня испепеляющий взгляд, пытаясь уловить степень моего сарказма. Я, довольная, как удав молчу и улыбаюсь. Мужчина, фыркнув, отходит и продолжает движение по выставке. Он уже завернул за угол, но я отчетливо слышу его возмущенный голос: «Спасибо! Сплошные фальшаки...»

 

День четвертый

К нашему стенду подъезжает (это не фигура речи, а самокат) очередной ценитель живописи. Белая толстовка с капюшоном, модные узкие джинсы. Прическа еще моднее одежды. Если не ошибаюсь (скорее всего ошибаюсь), но почему-то мне кажется, что это называется «pony tail». На бритой голове пушистый хвост. Пони или не пони в принципе не столь важно. Ясно, что этот юноша следует моде или, как теперь модно говорить, является «продвинутым челом». Так вот, «продвинутый чел» притормаживает, смотрит на работу и изрекает: «Цена этой картины – пять рублей».

– Хорошо, – на полном серьезе говорю я, – за пять, так за пять. Берите!

Глаза «продвинутого», как теперь модно выражаться, «вылезают на канатиках». Он делает нервный толчок ногой, и самокат мчит его от меня прочь в другой конец Гостиного Двора «на крыльях ветра».

Ничего не придумав, я использую цитату Жванецкого:

– Молодой человек, – кричу я на всю московскую ярмарку искусств, – а за три рубля?

Он съеживается и на ходу (то бишь на езду) натягивает капюшон на свой продвинутый «pony tail».

 

День пятый

Ну, наконец-то мы дождались традиционно, так сказать, классических образов. Две не пожилые, но весьма упитанные дамы неспешно плывут по выставке. Они останавливаются возле каждого стенда, детально рассматривают каждое произведения и делают язвительные замечания. Я пока не слышу, что они говорят. Выставка большая, расстояния, можно сказать, космические. Однако по выражению лиц полных дам можно определить их состояние: всеобъемлющая неудовлетворенность, эдакий эмпириокритизм, грубо говоря. По мере приближения дам, можно расслышать их реплики-отзывы. Назовем этих дам, дабы диалог получился более одушевленным: Дама неприятная и Дама неприятная во всех отношениях (извините, Николай Васильевич).

Дама неприятная: Куда катится мир?

Дама неприятная во всех отношениях: Скоро мы утонем в этом говне!

Обе дамы подплывают к нашему стенду. Я мысленно потираю руки в предвкушении.

Дама неприятная: Хм! Опять мазня!

Дама неприятная во всех отношениях: Мои дети лучше нарисуют!

Как долго я ждала эту фразу. У меня есть замечательная ремарка-заготовка. Ура! Наконец-то!

«У вас очень талантливые дети, мадам», – говорю я, с кроткой обезоруживающей улыбкой.

Полные дамы молча отчаливают.

 

День шестой

«В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду...»

Нет, не так.

В белом плаще, с подкладкой цвета фуксии, уверенной прокурорской походкой, ранним утром двадцать второго числа летнего месяца Таммуза в крытую колоннаду Гостиного Двора вошла женщина.

Четко выверенная стрижка каре и тяжелый дальнобойный взгляд из очков в тонкой золотой оправе.

– С такой не забалуешь, – подумала я, прикрываясь на всякий случай книгой. Однако, чеканный шаг женщины-прокурора никак не давал мне сконцентрироваться на чтении.

Внезапно, как в фильмах ужаса, я ощутила ее близкое присутствие.

Она практически дышала мне в лицо, изничтожая презрительным взглядом мою картину.

Я не смогла заставить себя улыбнуться и неожиданно ни с того, ни с сего тихонько запела: «Не смотри на меня так, Курара Чибана! Я не в чем не виноват, Курара Чибана» …

Наши глаза встретились.

– Сейчас постоит, попрожигает во мне дырки и уйдет, – убаюкивала я себя.

Однако прокурор, по всей видимости, никуда не торопилась.

Я отложила книгу (нужно смотреть страху в лицо).

– Чьи это картины?!?

– Мои, – проблеяла я, ожидая вердикта – расстрел или, что еще пикантней – колесовать!!!

– Вот прямо сейчас залезла бы туда и жила, – не изменяя выражения лица, металлическимголосом сказала она.

– Спасибо большое, – я растаяла, как сахарный поросенок на солнцепеке.

– Не за что! Вам спасибо, – захватив со стола мою визитную карточку, женщина- прокурор двинулась далее.

«Революционный держите шаг! Неугомонный не дремлет враг!»

 

День седьмой

Мужчина в жилетке и тренировочных штанах подходит к нашему стенду.

– Хочу немного рассказать о себе, если вы не возражаете.

Я киваю: «С удовольствием послушаю».

– С ранней юности, – начинает он неторопливо, – я посещал Третьяковскую галерею и, надо сказать, получал массу удовольствий. Картины там интересные. Много очень интересных. Есть менее интересные, но их меньше, чем интересных. Советую сходить, получите массу удовольствий.

Я киваю: «Спасибо, обязательно посещу!»

– Однажды, – таинственным голосом продолжает он, – в Пушкинский музей привезли итальянские картины, и я часа три простоял в очереди на лютом морозе. А когда наконец попал, то картины оказались не интересные. Я ходил, ходил и вдруг увидел небольшую картину, достаточно интересную. И знаете, что я тогда подумал?

– Даже предположить не рискну.

– Я подумал, что не зря отстоял такую длинную очередь.

Я киваю. Конечно, меня раздирает любопытство узнать, нашел ли он что-нибудь интересное тут на выставке в Гостином Дворе, но я жду.

– Между прочим, – говорит он, после затянувшейся паузы, – здесь есть несколько интересных картин.

– Вы можете их показать?

Ответ мужчины оказался еще более загадочным, чем все сказанное им ранее.

– Я, – произнес он, сейчас не при костюме, без галстука. Вот оденусь в следующий раз понаряднее, приду, а там видно будет. Договорились?

– Буду ждать с нетерпением, – отвечаю я, – мне очень интересно...

 

День восьмой

Некоторые читатели «заметок с выставки» могут задать мне вопрос, почему все персонажи у меня с придурью. Конечно, далеко не все посетители такие, мягко говоря, странные. Но, согласитесь, писать заметки с отзывами: «здорово, мне очень нравится, красиво» не скромно и, что самое главное, совершенно не интересно. Именно поэтому наш взор концентрируется на необычных и даже, можно сказать экзотических отзывах посетителей. Однако мы немного отвлеклись и пропустили подход к стенду женщины в черном.

– Если ты рисуешь, – она не обращается впрямую ко мне, а как бы озвучивает свои мысли вслух, – надо наслаждаться тем, чем ты рисуешь. Это единственно возможное и правильное позиционирование. Говорящие цветы, это неплохо, и достаточно выразительно. Несмотря на перегруженность, есть неплохие функциональные фрагменты. Если разбирать комбинаторно, то есть некоторый эффект присутствия дуальной составляющей.

– Простите, – я прерываю ее монолог, – а не могли бы вы показать функциональные фрагменты и, прямо пальцем ткнуть в эффект дуальной составляющей?

Женщина в черном смотрит на меня, как солдат на вошь:

– Вас разве не учили (не знаю, где вы там обучались), что пальцем в картину тыкать нельзя? Возмущенно качая головой и недовольно поджимая губы, она покидает стенд функционально- непроходимой дремучести, образующей, не побоюсь этого слова, дуальную составляющую тьмы и глобальной необразованности.

 

День девятый

Я – памятник! Сомнений нет!

Господь, вручив мне призовой билет, сказал:

«Твори свое искусство!»

Творю, творю, но почему мне грустно?

Женщина в оранжевых клешах стоит у нашего столика.

– А что, эта Катя Рубина жива?

Я: Вроде дышит пока.

Оранжевые штаны: Вот я смотрю картины все в разных стилях. Это каких годов-то?

Я: Да всяких помаленьку.

Оранжевые штаны: Мне кажется, что художник должен работать в одном стиле.

Я: По-разному бывает.

Оранжевые штаны: Да?

Я: Пикассо в разных стилях рисовал.

Оранжевые штаны: Она его родственница, что ли?

Я: Чуть младше.

Оранжевые штаны: Сколько же ей лет уже?

Я смотрю на нее: «А на сколько я, к примеру, выгляжу?»

Оранжевые штаны: Вы?

Я: Извините, вырвалось! Я тут совершенно ни при чем...


ЛГ Плюс Заметки Рассказики Художественная выставка Катя Рубина
161
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта ЛГЗ на ваш электронный ящик.

Москва и немосквич

07.04.2023

Там, у нашей реки…

22.11.2022

«Ртутный столб скончался от мороза…»

12.11.2022

Звезда не падает дважды

05.11.2022

Кеды с белыми шнурками

30.10.2022

Весна на «Азовстали»

308 голосов

«Ищу того глагола след...»

233 голосов

Доцифровая эпоха (реквием по поэту Сергею)

217 голосов

Те, кто живет войной

181 голосов

«Где спайс разрушен на крови…»

174 голосов
LGZ
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Фестиваль Память Театр Премьера Книги Дата Книжный ряд Выставка Эпоха Кино Новости Событие Писатель Сериал Утрата
© «Литературная газета», 2007–2022
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты