02 АВГУСТА В МХАТ ИМ. М. ГОРЬКОГО ПРОШЛО ПЕРВОЕ ПОСЛЕ ПАНДЕМИИ СОБРАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО СОСТАВА ТЕАТРА.
НАЧИНАЕТСЯ НОВЫЙ – 123-й СЕЗОН.
Встреча творческого состава театра с художественным руководителем Эдуардом Бояковым прошла на Третьей сцене, в студии «МХАТ ГОВОРИТ!» – там, где в период карантина начался одноименный проект на платформе YouTube. Собрание открыли художественный руководитель театра Эдуард Бояков, заместитель художественного руководителя Захар Прилепин и исполнительный директор Татьяна Ярошевская.
На встрече присутствовали: начальник отдела театрального искусства Департамента государственной поддержки искусства и народного творчества Ярослав Седов, почетный член Академии военных наук, член Союза писателей России, председатель «Клуба друзей» МХАТ Святослав Рыбас, советский и российский актер театра и кино, заслуженный артист РСФСР, театральный режиссер Сергей Десницкий, драматург, сценарист, актер и режиссер Дмитрий Минченок. По видеосвязи подключились те, кто по известным причинам, не мог быть в Москве: Михаил Шемякин, Соломон Волков и Антон Адасинский. Говорили о том, что будет в новом сезоне, что сделано в сезоне прошлом, и как театр пережил изоляцию.
«Весь карантин мы работали. Артисты буквально жили в зуме, репетиции не останавливались. Но компьютер – это компьютер, машина, в которой есть все, кроме эмоций. Поэтому, как только закончилась изоляция, мы возобновили репетиции в театре. И 17 сентября открываем сезон премьерой «Красный Моцарт». Планы у нас амбициозные. В прошлом, укороченном из-за пандемии, сезоне мы сделали очень много. И готовы делать больше», — сказал на встрече художественный руководитель МХАТ им. Горького Эдуард Бояков.
За полтора года, с момента прихода Эдуарда Боякова на пост художественного руководителя, театр стал не только местом громких и актуальных премьер, но и одним из главных культурных кластеров столицы. Он стал открытым. И в этой открытости МХАТ – его возвращение к истокам.
Сто с лишним лет назад МХАТ был центром теоретического осмысления театра как явления. Здесь родилась Система Станиславского. Здесь, в творческих школах-лабораториях, всегда создавалось новое, которое, спустя время, становилось традицией. С момента возникновения Художественный театр собирал лучшие артистические силы страны, используя такие инструменты, как творческие студии, выставки, музыкальные вечера, капустники и кабаре. Сегодня такими инструментами становятся «Открытые сцены МХАТ», «Новая Школа МХАТ» и коллаборации с крупнейшими экспертами, которые формируют пространство интеллектуального общения и новой эстетики.
«Для нас театр – место поиска не только смыслов, но и формы, языка. Это трендсеттер, институция, диктующая моду. В том числе и потому, что сегодня, в цифровую эпоху, театр остается практически единственным видом искусства, работающим с живым человеком в реальном времени и пространстве. Театр возвращает людей к языку и созерцанию. Он возвращает нас к русской культуре, к нашему культурному коду», – так говорит художественный руководитель театра Эдуард Бояков. Вот почему МХАТ готов, как сто с лишним лет назад, взять на себя миссию главного национального драматического театра страны, стать законодателем эстетической моды.
Повестка дня на встрече труппы включала несколько пунктов:
• Театр готовит два десятка премьер. Среди них – и долги за весну: спектакли, премьера которых сдвинулась по срокам из-за карантина. Премьеры МХАТ готовит в коллаборации с известными литераторами, режиссерами, художниками, актерами: Евгением Водолазкиным, Михаилом Шемякиным, Андреем Кончаловским, Антоном Адасинским, Соломоном Волковым, Борисом Красновым, Анной Большовой, Сергеем Десницким, Григорием Брускиным.
«20 премьер – это очень много. Но я очень сознательно действую. МХАТ – это театр, который не может быть театром одной эстетики, это театр широких предложений, он таким задумывался. В новом сезоне каждый зритель найдет свое: у нас есть спектакли для детей, есть спектакли для любителей истории, для любителей театрального авангарда, для любителей театральной традиции. Плюс к этому, мы реконструируем спектакли: «Синяя Птица» и «Три Сестры» появились благодаря нашей кропотливой работе. И я хочу, чтобы через 50 лет эти спектакли оставались на сцене, передаваясь новому поколению как наследие МХАТ», - сказал Эдуард Бояков.
На встрече Эдуард Бояков представил премьеры и проекты нового 2020/2021 сезона, а также представил новых актеров в труппе.
Большая сцена:
«КРАСНЫЙ МОЦАРТ».
Автор – Дмитрий Минченок, режиссер – Рената Сотириади, художник-постановщик – Борис Краснов.
«ХОЛОДНОЕ СЕРДЦЕ».
Автор – Вильгельм Гауф, режиссер – Олеся Невмержицкая.
«НЕКУРОРТНЫЙ РОМАН»
Автор – Елена Исаева (при участии Дениса Ретрова, Владимира Забалуева, Анны Гейжан, Ивана Шипнигова, Алексея Шнейдера), режиссеры – Сергей Глазков, Эдуард Бояков
«НЮРНБЕРГСКИЙ ВАЛЬС»
Автор – Алексей Звягинцев
«ЛАВР»
Автор – Евгений Водолазкин, инсценировка – Алексей Зензинов, Эдуард Бояков, режиссер-постановщик – Эдуард Бояков
«ВИШНЕВЫЙ САД»
Автор – Антон Чехов, режиссер – Сергей Данченко (1988), режиссер реконструкции – Валентин Клементьев
«ЛЕС»
Автор – Александр Островский, режиссер – Виктор Крамер
«НА ДНЕ»
Автор – Максим Горький, режиссер – Андрей Кончаловский
«ЧУДЕСНЫЙ ГРУЗИН»
Автор – А.Назаров. Режиссер – Рената Сотириади
«ПЕСОЧНЫЙ ЧЕЛОВЕК»
Автор – Эрнст Теодор Гофман, либретто – Михаил Шемякин, Ольга Погодина-Кузмина, Эдуард Бояков, художник – Михаил Шемякин
«ЖЕНЩИНЫ ЕСЕНИНА»
Автор – Захар Прилепин, драматург – Елена Исаева
«ХОРОШО ТЕМПЕРИРОВАННАЯ ЖИЗНЬ»
Режиссер – Антон Адасинский, музыка – Иоганн Себастьян Бах в исполнении Глена Гульда
«ХЛОРОФИЛИЯ»
Автор – Андрей Рубанов, инсценировка – Ирина Пахомова
Малая сцена:
«СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ»
Перевод Дмитрия Лихачева, режиссер – Игорь Ларин
«У ПРЕМЬЕР-МИНИСТРА МАЛО ДРУЗЕЙ»
Автор – Святослав Рыбас, режиссер – Александр Дмитриев
«ПЕТР И ФЕВРОНИЯ»
Инсценировка Елены Исаевой, режиссер-постановщик Валентин Клементьев
«МИФИЧЕСКИЙ МУЖ»
Автор – Сергей Десницкий, режиссеры – Сергей Десницкий, Валентин Клементьев
«СКАЗКА В ШАТРЕ»
Автор – Михаил Пришвин, режиссер – Алиса Гребенщикова
«НЕЗРИМЫЙ ДРУГ» (восстановление)
Автор – Юрий Оснос
Режиссер – Юрий Горобец
Третья сцена
«ОДИССЕЯ ШОСТАКОВИЧА»
Автор – Соломон Волков, художник-постановщик – Григорий Брускин
В труппе театра - новые лица. 10 фамилий, среди которых:
- Алиса Гребенщикова (Лауреат национальной премии «Триумф», Лауреат премии имени Фаины Раневской за лучшую роль в комедии),
- Алика Смехова (киноактриса, певица, Заслуженная артистка РФ),
- Ирина Линдт (Лауреат национальной премии «Триумф»).
В новом сезоне в театре – Сергей Десницкий. Замечательный мхатовский актер и режиссер, человек, восстанавливавший в 70-е годы прошлого века «Три сестры» Немировича-Данченко и «Синюю птицу» Станиславского. Сегодня Сергей Глебович ставит свою пьесу об отношениях Антона Чехова и Ольги Книппер «Мифический муж».
МХАТ им. Горького продолжает развивать проект «Открытые сцены МХАТ». На 15 сценах театра в новом сезоне будут проходить спектакли, перформансы и читки:
- «Сезон стихов». Цикл поэтических спектаклей, каждый из которых посвящен творчеству одного современного поэта.
- Пластические спектакли и перформансы различных жанров и стилей, поставленные современными хореографами и исполненные культовыми танцовщиками.
- «Советской песни Атлантида». Цикл музыкальных спектаклей, посвященных советской песне. В каждом спектакле представлен композитор, поэт или исполнитель.
- «12 непридуманных историй». Серия документальных стереоспектаклей по мотивам публикаций журнала «Фома».
- «Цех драматургов». Театрализованные читки как известных пьес, написанных в последние тридцать лет, так и новых произведений молодых драматургов.
- Концерты.
- Выставки. Экспозиции работ Алексея Гинтовта, Вячеслава Колейчука и др., а также выставки, посвященные МХАТ.
- Лекции. Философия, театр, религия, искусство.
В 2020 году запускается «Новая Школа МХАТ» совместно с университетом «Синергия» – это новая образовательная институция, идеологические и методологические основы которой закладываются Александром Дугиным и Эдуардом Бояковым. Обучение будет вестись по трем направлениями: театроведение, продюсирование, актерское мастерство.
МХАТ открывает свой, уникальный, книжный магазин. 3,5 тысяч книг по философии, истории, религии, театральному искусству уже отобраны для магазина экспертами театра. Уникальность проекта – в создании «авторских полок», подборок книг от крупных культуртрегеров страны: «10 книг от» (Водолазкина, Кончаловского, Солженицыной, Шемякина, Волкова, Кончаловского, Шемякина, Краснова, Адасинского и др.).
И еще одно открытие. «МХАТ. Место»: концептуальный магазин —тридцатиметровый прилавок с дизайнерскими подарками и сувенирами МХАТ.
Ближе к Новому году появится 15 сцена проекта «Открытая сцена МХАТ», «Клуб.15». Бар, кафе, музыкальная площадка и лекторий в одном месте – никаких сомнений, что это будет новое модное многофункциональное клубное пространство на карте города.
И наконец, гастроли.
Разработан и подготовлен к реализации график гастролей, охватывающий регионы Дальнего Востока, Сибири, Урала, Крыма, Центральной и Западной России. В частности, такие города, как Севастополь, Краснодар, Ростов-на-Дону, Пермь, Екатеринбург, Челябинск, Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Владивосток. Планируются гастроли в Южной Корее (Сеул), Казахстане, странах Европы.
«Планы наши - беспрецедентно амбициозные. Графики - очень плотные. Отчасти это вызвано фарс-мажорными событиями, пандемией и карантином. Но мы строим новый театр, новый МХАТ. И времени на раскачку у нас нет», – так говорит художественный руководитель МХАТ им. М. Горького Эдуард Бояков.
Встреча закончилась чаепитием на третьем этаже театра, в обновленном пространстве буфета, где актеры, режиссеры и драматурги общались с художественным руководителем театра Эдуардом Бояковым и его заместителем Захаром Прилепиным.
Все детали и подробности – на пресс-конференции 12 августа в 15.00 в Международном мультимедийном пресс-центре «Россия Сегодня». МХАТ им. Горького ответит на все вопросы и подробно расскажет о своих планах.
Билеты на спектакли МХАТ им. М. Горького можно купить по ссылке