Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Новости
  3. 03 июля 2019 г.

Тысяча и одна поэтесса

В Москве представили трехтомную антологию «1001 поэтесса Серебряного века».

03 июля 2019

В Москве представили трехтомную антологию «1001 поэтесса Серебряного века».

 

Презентация состоялась в Доме Ахматовой в Никитском переулке на очередной встрече литературного клуба «Некрасовские пятницы».

Составитель трилогии – историк литературы, поэт Виктор Кудрявцев, житель Рудни. Свою подвижническую деятельность по собиранию поэтического наследия России он начал тридцать лет назад, в условиях книжного голода, без всяких технических средств.

Артур Артенян, генеральный директор издательства «Престиж Бук», выпуская «1001 поэтессу», увидел в этом своеобразную дань благодарности Валерию Брюсову, составившему в 1916 году легендарную антологию «Поэзия Армении с древнейших времен до наших дней».

Как сказал председательствующий на вечере поэт Сергей Нещеретов, который принимал участие в работе над антологией и стал одним из ее первых читателей, он назвал бы ее «Книгой Скорби».

На встрече прозвучали слова о глубокой трагичности самой эпохи, личной и творческой судьбы участниц антологии, принимающих реальность такой, какова она есть, не защищаясь иронией. Так, Элеонора Буржинская, словно предчувствуя безвременную кончину, оглядывалась на свою короткую жизнь с пронзительной зрелостью:

 

...Норд-ост. И ночь. И дальний хрип сирены.

И хлопанье последней канонады.

И лужи крови в хлопьях белой пены,

На скалах у поломанной ограды.

 

Ответственный редактор антологии Евгений Витковский, поэт, прозаик, переводчик, сравнил второстепенную поэзию Серебряного века с европейским Возрождением. А Сергей Нещеретов нашел у малоизвестных поэтесс стихи, не уступающие произведениям Ахматовой и Цветаевой. Словно подтверждая эту мысль, филолог Владислав Резвый, внесший свою лепту в создание книги, прочел стихотворение Веры Меркурьевой «Купола», прозвучавшее полновесно и сильно, без всяких скидок на «женскость».

Вечный спор о делении поэзии на «женскую» и «мужскую» историк литературы, профессор Николай Богомолов предложил оставить – как «бессмысленный и беспощадный». Он отметил принципиальное отличие представленного трехтомника от вышедшей ранее под руководством покойного Михаила Гаспарова антологии «101 поэтесса Серебряного века». Не отменяя достоинств последней, Богомолов отметил в ней некоторые, часто курьезные, ошибки. Собравшиеся знатоки и исследователи поэзии с удивлением открывали для себя незнакомые источники, публикации, буквально сотни новых имен (по словам Богомолова, «целую полосу в истории русской литературы»), использованные при составлении трёхтомника.

По просьбе поэта Елены Кацюбы, которая не смогла присутствовать на презентации, на встрече был оглашен фрагмент воспоминаний ее матери, описывающий любопытный эпизод из жизни знакомой их семьи по Казани Веры Клюевой, одной из авторов сборника. Поэт и прозаик Ольга Еремина прочувствованно читала стихи Мирры Лохвицкой и Черубины де Габриак.

На экране, сменяя друг друга, появлялись фотопортреты участниц сборника – лица, прекрасные своей значительностью, а порой – просто прекрасные. Подобные книги создаются не только для специалистов и знатоков.

Здесь, в Доме Ахматовой, вспоминался тот, воспетый ею «поэта неведомый друг», который и через столетие найдет в знаменитых или забытых стихах нечто, созвучное своей душе.

 

Мария ВИНОКУРОВА

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг Форум
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS