Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Новости
  3. 26 ноября 2018 г.

Ушла, блистательная…

Она постоянно перечитывала все, что давно знала наизусть. На ее столе (точнее, столах в разных комнатах) могли лежать открытыми «Анна Каренина», «Записки охотника» или пьеса Александра Островского (которого она цитировала с любого места). «Знаешь, читаю,

26 ноября 2018

Эпитафия

Инна Люциановна Вишневская (1925–2018) для многих – да что там, всех, кто ее знал и был близок к ней – остается не просто видным театральным писателем, критиком, педагогом, доктором искусствоведения, профессором Литературного института и многолетним педагогом ГИТИСа – но, конечно, феерической личностью, в которой уживались все эти качества. Лучше сказать – творческие роли. Их нельзя повторить, хотя все мы не одно десятилетие предавали изустно, что сказала Инна с высокой трибуны на какой-нибудь коллегии, ученом совете, защите диссертации или просто в антракте на спектакле. При этом артистизм натуры не существовал сам по себе – эффектным номером, так казалось только на первый взгляд. Ее взрывные выступления были связаны с фундаментальными понятиями театра и литературы – она на них опиралась, они ее окрыляли. Она постоянно перечитывала все, что давно знала наизусть. На ее столе (точнее, столах в разных комнатах) могли лежать открытыми «Анна Каренина», «Записки охотника» или пьеса Александра Островского (которого она цитировала с любого места). «Знаешь, читаю, как в первый раз…».

Из постоянной потребности погружения в знакомое и незнакомое родился метод. Она открывала великие тексты изнутри, а не привносила в них сторонние открытия, скажем, архивные. Архивы не жаловала, за что ей пеняли. Считала текст драмы единственно подлинным свидетельством о писательских намерениях. Все ее книги – о Гоголе, Островском, Тургеневе, Сумарокове, Арбузове, Симонове, Макаенке – есть, в первую очередь, личное толкование. И в нем она доходила до виртуозности необычайной. Хлестаков в архетипической основе своей у нее мог быть наследником русского самозванства; чиновники уездного города N – масками почти из итальянской комедии дел арте; Снегурочка была «никогда не таящей» и т.д.       

Эрудиция позволяла соединять разные миры и временные пласты. От спектакля по Островскому она требовала космического масштаба; от современного – опоры на трагический опыт прошлого. Погруженность в историзм и ушедшую культуру сочеталась с острым выходом в современность. Почти мгновенно написала книгу о производственной пьесе, которая в то время была не вполне завершенным явлением, и она рассматривала его, будто выхватывая из огня, как репортер хватает материал дымящейся реальности.

Она сметала своим юмором и импровизацией любые условности в любых аудиториях. И эта неотъемлемая часть ее природного дара всегда была во имя главной темы жизни – русского Театра и русского Слова. Оба понятия слились в ее рассуждениях. Она сама была человеком театра и человеком-театром.

Прощай, наша любимая. Ты многому нас научила, специально не уча. Показала, как не тяжелить проблемы, несмотря на пережитое. Как заряжаться энергией жизни, служа Театру и Слову повседневно и повсечасно.

 

Александр КОЛЕСНИКОВ,
доктор искусствоведения

 

Коллектив «Литературной газеты» скорбит об утрате и сохранит в памяти неповторимый образ своего автора Инны Люциановны Вишневской.

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Утрата Сериал Новости Театральная площадь Век Фильм ЛГ рейтинг Поэзия Калмыкии
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS