«У людей короткая память, но город не должен забывать тех, кто его защитил, кто посвятил ему свою жизнь и свое сердце…», – с таких слов начал свое выступление у памятника Михаилу Дудину писатель Михаил Кураев. Казалось бы, город воздал защитнику блокадного Ленинграда сполна. В Северной столице есть две мемориальные доски в честь автора стихотворения «Соловьи» (О мертвых поговорим потом). На севере Санкт-Петербурга шумит днем и ночью проспект имени Дудина, наконец, у дома поэта на Большой Посадской улице три года назад появился монумент с лаконичной надписью – Михаил Дудин. В нашем богатом на творческие таланты городе далеко не каждый усопший работник искусства может похвастать таким солидным монументальным наследием. Так чего же еще не достает?
Михаил Кураев считает, что у петербуржцев не хватает знаний о личности и творчестве поэта, а еще – сведений о его замечательных душевных качествах. Дудин был не просто талантливым литератором. Он был еще воином и гражданином. И с этим не поспоришь.
«Когда я после смерти Михаила Александровича попал к нему в квартиру, то обнаружил там почти пустые стены. Она выглядела как обмелевшая река после засухи. В ней не было ни дорогих украшений, ни картин в золотых рамах. Дудин не оставил после себя дачу наследникам, автомобиль или другие материальные ценности. Даже свою многотомную библиотеку он передал в дар университету города Иваново. Причем его жена пересылала книги за свой счет», – рассказал на митинге писатель близко знакомый с поэтом с 60-х годов прошлого века.
Для ныне живущих, имя Михаила Дудина порой ничего говорит. Пока не напомнишь им песню «Снегири» в исполнении Юрия Антонова или строевой хит всей Советской армии «Солдаты в путь!». А еще Дудин оставил после себя десятки книг: поэтических и прозаических сборников, переводов авторов из республик СССР. Он был обласкан советской властью, много печатался, активно участвовал в общественной жизни. Свою близость к верхам он использовал во благо людей. По его инициативе в Ленинграде сохранилась надпись-предостережение на доме 14 на Невском проспекте об опасности обстрелов. При его активном участии строился памятник «Защитникам Ленинграда». И это далеко не полный список добрых дел, который оставил в память великому городу о себе выдающийся уроженец Ивановской области. Руководитель библиотеки Шлиссельбурга Татьяна Меликова привезла к монументу привет от земляков из Кировска и напомнила о вкладе Дудина в создание «Зеленого пояса славы» вокруг Ленинграда.
В редакцию фронтовой газеты «На страже Родины» Дудин придет в сентябре 1942 года. На груди – медаль «За отвагу». Такой награды он удостоится за бои на острове Ханко и как автор знаменитого письма барону Маннергейму. В нем поэт высмеивал финского генерала, предложившего сложить оружие бойцам Красной армии. Известность в войсках не испортила поэта. Его ценили и уважали в коллективе за талант и готовность в любой момент выехать на передовую. Подшивка газеты сохранила большое количество публикаций военного журналиста Дудина. Он был автором подписей к картинкам с похождениями ленинградского Васи Теркина, писал эпиграммы и фельетоны в сатирический раздел газеты «Прямой наводкой».
«Память о нем жива», – сказал в своем выступлении полковник в отставке Лев Медведев. Ветеран редакции «На страже Родины» напомнил, что в послевоенные годы Михаил Дудин вел занятия с военкорами, встречался с молодыми журналистами в погонах, был частым гостем в стенах редакции.
Редакция газеты выступила инициатором акции в честь юбилея поэта. Назвали ее «Открытый микрофон: вспоминая Михаила Дудина». Инициативу поддержало командование Западного военного округа и Военного института (ИТ) Военной академии материально-технического обеспечения. В союзе с военными выступили юнармейцы из школы №189 Центрального района и учащиеся колледжа водного транспорта из города Отрадное Ленинградской области. Курсанты и школьники читали стихи Дудина, а артисты Ансамбля песни и пляски ЗВО исполнили песни на стихи поэта. Самые юные участники из студии художественного слова «Начало» при культурно-досуговом центре «Красногвардейский» Санкт-Петербурга на равных выступали в марафоне, стойко перенося промозглую питерскую непогоду. Конечно, прозвучали в субботу и стихи поэта, которые можно считать посланием к потомкам:
Жизнь в самом деле дружит с нами.
Живи, душой не холодей
И делай так, чтоб люди знали,
Что жизнь ты прожил для людей.
Когда тебя совсем не будет
И время память запрядет,
Пусть о тебе промолвят люди:
«Он вышел, он сейчас придет».
Сергей МАРТЫНКЕВИЧ, Санкт-Петербург
Фото Игоря Осочникова