Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Новости
  3. 02 мая 2024 г.

В поисках героя

В Сибири прошёл круглый стол «Герой в современной литературе»

02 мая 2024
На фото Александр Чистяков и Юрий Татаренко

29 апреля в Городском центре истории новосибирской книги прошёл круглый стол «Герой в современной литературе». Организаторами акции выступили всероссийская литпремия «Гипертекст» и «Литературная газета».

Мероприятие посетили поэты Андрей Жданов и Сергей Москвитин, прозаики Сергей Петунин и Игорь Корниенко, бард Алексей Грачёв. Литературный Академгородок представили Егор Плитченко, Лариса Подистова, Аркадий Константинов, Татьяна Косяева.

Ведущий встречи, известный новосибирский поэт и журналист Юрий Татаренко отметил:

– Последние четверть века наблюдается парадоксальная ситуация: герой современной литературы – не наш современник. Вспомним такие известные романы, как «Лавр» Водолазкина, «Каменный мост» Терехова, «Зулейха открывает глаза» Яхиной, «Женщины Лазаря» Степновой, «Ненастье» Иванова, «Похороните меня за плинтусом» Санаева, «Обитель» Прилепина, «Зимняя дорога» Юзефовича, «Душа моя Павел» Варламова, «1993» Шаргунова, – в них исследуется прошлое. Прозы о дне сегодняшнем катастрофически мало: это «Вольнодумцы» Замшева, «Тойота-креста» Тарковского, «Земля» Елизарова, «Немцы» Терехова, «Русская зима» Сенчина, «Патриот» Рубанова, «Ополченский романс» Прилепина, «Дети декабря» Беседина. Ряд писателей увлеклись сотрудничеством с серией «ЖЗЛ». Книги Михаила Бару – талантливое описание российской глубинки глазами путешественника. Неужели мы так и не дождемся нового Павки Корчагина или Григория Мелехова?

Руководитель премии «Гипертекст», московский поэт Александр Чистяков добавил в список мощных текстов о новейшем времени еще несколько названий.

– Роман молодого уфимца Камиля Гремио о Донбассе «Расчеловечивание» недавно получила премию Дельвига. Время этого романа еще не пришло. Сейчас более востребован победоносный тип мышления Александра Проханова. Ещё один по сути антивоенный автор и триумфатор премии Дельвига – Тамерлан Татдаев, пишущий об ужасах войны в Грузии в 2008 году скупым мужским языком. У Андрея Лисина – качественная короткая военная проза. Не могу не назвать и сборник военных рассказов Н.Ф.Иванова «Женский пляж».

Новым героем современной прозы Чистяков также назвал Швабрина, от лица которого написан роман В.Дьяченко «Дневник унтер-офицера» – «человека чести, сражающегося за свою любовь к дочери капитана Миронова».

Молодой новосибирский прозаик Сергей Петунин заявил:

–Герой это тот, кто не подстраивается под среду, а пытается менять ее, влиять на нее. На эту тему сильные книги – «Пробуждение» Тимофеева и «Библиотекарь» Елизарова. А вот любимый многими литературный персонаж Эраст Фандорин – никакой не герой, он не осмысляет реальность, а находится «на своей волне».

И. о. главного редактора журнала «Сибирские огни», критик Михаил Хлебников высказался о связи писателя с читателем.

– Если в 90-е жизнь кипела вокруг вышедших книг и статей, то сегодня роль литературы в обществе резко снижается. Современному писателю трудно уловить дух времени. Поэтому он описывает узкий круг – себя и своих знакомых. В тренде – автофикшен. Но зачем это читателю, не понимающему, в чем уникальность писательского жизненного опыта? Хотя ситуация может измениться в лучшую сторону, ведь СВО – возможность вернуться в большую историю, сшить наше общество!

Коллега Хлебникова, редактор отдела прозы «Сибогней» Лариса Подистова продолжила:

– В редакционной почте – наплыв текстов о 90-х. В них описаны как успешные, так и незаметные, неудачливые люди. Общее у них всех – сбитые ориентиры. Героями современных произведений стали те, кого заставили стыдиться, что они граждане СССР…

Глава фонда «Сибирский писатель» представил только что вышедший сборник участников крупного проекта художественного перевода «Арчилан» – молодых авторов со всей Сибири, от Горного Алтая до Якутии.

– Герою современной литературы мешает сформироваться экзистенциальный вакуум. Но запрос на появление в текстах мощного лидера, незаурядную, глубокую личность – есть. Один из путей решения проблемы – обращение к национальным литературам и новым переводам эпоса.

О том, что Россия теряет читателей, посетовал Игорь Корниенко, лауреат Шукшинской премии:

– Я очень часто выступаю перед молодежью. И давно заметил: подросткам не нужен книжный герой, им нужен пастырь. Его, к примеру, легко встретить в сериалах – в том же «Слове пацана». И это тревожный симптом.

Для Юрия Татаренко тема героя – животрепещущая. В начале 2000-х он написал три пьесы о харизматичных лидерах – Ермаке, Маяковском и журналисте Косте, выступившим против строительства мусоросжигающего завода в местах боевой славы под Ленинградом. В этом году новосибирец издал сборник сказок о бесстрашных защитниках леса – соболе Тёме и его друзьях.

Завершая обмен мнениями, Юрий Татаренко вновь задался вопросами:

– Для чего вообще нужен герой в литературе? Чтобы читателю было «делать жизнь с кого»? Чтобы испытать «ностальгию по подвигу»? Очевидно, что подлинный герой тот, кто проходит инициацию, становление. И те же Саша Савельев, Зулейха, Артём Горяинов ее прошли. Но героями нашей жизни, героями нашего времени не стали. Почему? Адресую этот вопрос не к авторам, не к критикам – а к читателям.

Сергей ЯРЕМЧУК


Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Утрата Сериал Новости Театральная площадь Век Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS