В Восточном флигеле Музея истории «ВМЗ» открылась выставка «Театромания. Хроники усадебного театра». Этот проект посвящен становлению и бытованию усадебного театра в Выксе, который в XIX веке стал одним из крупнейших в российской провинции. Благотворительный фонд «ОМК-Участие» исследует тему Выксунского усадебного театра с 2021 года. Партнером выставки выступил ГМИИ им. А. С. Пушкина.
Проект объединил современность и прошлое, подлинные экспонаты из государственных музейных и частных собраний, редкие архивные материалы и новые формы искусства. Выставка организована по инициативе Ирины Седых, председателя Попечительского совета благотворительного фонда «ОМК-Участие». Куратор проекта — Елена Каменская, кандидат искусствоведения, советник директора ГМИИ им. А.С. Пушкина. Архитектор выставки — Алексей Подкидышев. Авторы медиаинсталляции — Степан Лукьянов, Андрей Сильвестров, Илья Старилов.
«Выставка представляет собой важный шаг в исследовании русского театра и становится прологом к фундаментальной коллективной монографии, работа над которой на протяжении долгого времени ведется научным консультантом проекта “Театромания. Хроники усадебного театра” Еленой Наумовной Пенской и, конечно, командой Музея истории ВМЗ.
Исследование, восстановление деталей истории театра в Выксе по архивным материалам в соединении с музейными коллекциями позволили по-новому понять, как театр существовал на протяжении долгого времени. Мы постарались осветить репертуар, раскрыть особенности постановок и выяснили, какую роль он сыграл в судьбах многих известных людей, посетивших Выксу» — Ирина Седых, председатель Попечительского совета благотворительного фонда «ОМК-Участие».
Выставка рассказывает о том, как театральные постановки влияли на жизнь дворянской усадьбы. Иван Баташев — ключевой герой выксунской истории, проживавший в столицах, привозил в Выксу лучшие труппы и активно развивал усадебный театр. Собственная профессиональная труппа, выращенная в Выксе, ставила спектакли, в том числе по эскизам, представленным в Александринском театре. Одним из ключевых элементов выставки стал «МедиаВертеп» режиссера Андрея Сильвестрова и художника Степана Лукьянова — современная интерпретация традиционного вертепа — народного театра кукол, представляющего библейские и светские сюжеты. «МедиаВертеп» в рамках выставки «Театромания» представит эту форму искусства через призму новых технологий. Экспонат стал мостом между историей и современностью, позволяя посетителям не только увидеть, но и почувствовать, как театр преображает реальность.
В одном из залов представлена коллекция театральных образов актеров французского театра из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина. Созданная французским художником Ипполитом Леконтом в 1820-е годы серия театральных костюмов основана на архивах королевских театров Франции. Исторический живописец во всех подробностях передает 150-летнюю историю театрального костюма. Подобные литографии часто ложились в основу сценических образов актеров русского театра в провинции. Дополняет серию литографий «галантная сцена» Константина Сомова из частного собрания.
Выставка рассказывает о том, как театральные постановки влияли на жизнь дворянской усадьбы. Иван Баташев — ключевой герой выксунской истории, проживавший в столицах, привозил в Выксу лучшие труппы и активно развивал усадебный театр. Собственная профессиональная труппа, выращенная в Выксе, ставила спектакли, в том числе по эскизам, представленным в Александринском театре. Одним из ключевых элементов выставки стал «МедиаВертеп» режиссера Андрея Сильвестрова и художника Степана Лукьянова — современная интерпретация традиционного вертепа — народного театра кукол, представляющего библейские и светские сюжеты. «МедиаВертеп» в рамках выставки «Театромания» представит эту форму искусства через призму новых технологий. Экспонат стал мостом между историей и современностью, позволяя посетителям не только увидеть, но и почувствовать, как театр преображает реальность.
В одном из залов представлена коллекция театральных образов актеров французского театра из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина. Созданная французским художником Ипполитом Леконтом в 1820-е годы серия театральных костюмов основана на архивах королевских театров Франции. Исторический живописец во всех подробностях передает 150-летнюю историю театрального костюма. Подобные литографии часто ложились в основу сценических образов актеров русского театра в провинции. Дополняет серию литографий «галантная сцена» Константина Сомова из частного собрания.
Также в экспозиции представлены портреты владельцев и управляющих усадьбой в XIX веке — Дмитрия Шепелева (ГИМ) и Василия Сухово-Кобылина (ГМИРЛИ). В разделе, посвященном заключительному периоду истории выксунского театра особого внимания заслуживают редко экспонируемые предметы из фонда Сухово-Кобылина из собрания Государственного музея истории русской литературы имени В.И. Даля. Пьеса Сухово-Кобылина «Свадьба Кречинского» была хорошо известна в Выксе и ставилась в местном театре. Созданные в 1930-е годы для издательства Academia офорты Григория Филипповского представляют собой первые графические интерпретации образов Сухово-Кобылина.