Валентин Красногоров, написавший свыше 80 пьес, более 1300 раз поставленных в России и за рубежом, драматург особенный. Будучи серьезным ученым-химиком, доктором технических наук, он сумел реализовать в своей жизни еще «одну, но пламенную страсть» – любовь к литературе. Спектакли по пьесам Красногорова – это всегда интеллектуальный поединок героев; в них, как правило, неожиданные повороты и интригующие сюжеты...
Совсем недавно писатель стал участником команды по созданию полнометражного художественного фильма, который выйдет на экраны в 2023 году. Интересный факт: картина стала дебютной практически для всех ее создателей! Ставка на команду no name, снявшую фильм «Легкое знакомство» по одноименной пьесе Красногорова, считает режиссер и продюсер фильма Александр Крестников, станет своего рода вызовом отечественной киноиндустрии.
В беседе с Валентином Самуиловичем Красногоровым мы узнали о его ближайших планах, и взглядах на литературное творчество.
– Не имея специального литературного образования, как химик-технолог стал драматургом?
– Драматурги крайне редко получают специальное литературное образование (по крайней мере, таких людей я почти не знаю). Рекомендации для вступления в Союз писателей мне дали знаменитые писатели Виктор Розов и Григорий Горин. Первый – окончил индустриальный техникум, а второй был врачом. Гоголь, Островский и Горький тоже не обучались драматургии в университетах. Что касается совмещения профессий, – композитор Александр Бородин был, как и я, химиком, великий художник Лукас Кранах – бургомистром Виттенберга, а Василий Львович Пушкин (дядя поэта) – офицером и стихотворцем, что и дало племяннику повод написать: Неужто верных муз любовник / Не может нежный быть певец / И вместе – гвардии полковник?
Почему я вообще начал писать?.. Накопился определенный жизненный опыт, появилось некое беспокойство, побуждающее рассказать о том, что я думаю, что меня волнует и тревожит.
– Почему именно пьесы, а не повести и рассказы?
– Взявшись за писательское дело, я и не подозревал, что страница драмы дается куда труднее, чем страница прозы. Я никогда не был заядлым театралом, писательских амбиций не имел и знакомств в этих кругах тоже; литературных кружков и семинаров не посещал, о славе даже не мечтал, а был обыкновенным инженером. Однако, в отличие от многих, всегда любил читать пьесы. Мне нравилось их концентрированность, чеканность формы, искусность конструкции, наличие своей правды у каждого персонажа, напряженность и неразрешимость конфликтов. Я и сейчас не понимаю расхожего мнения, о том, что, дескать, драматургия будто бы трудна для чтения и годится лишь для представления в театре. Когда я открываю пьесу хорошего драматурга, мне уже через две-три страницы трудно от нее оторваться. Должно быть, именно поэтому я и начал писать пьесы. А может быть, у меня так «драматургически» устроены мозги. Поэтому для меня стал органичным способ выражения себя через драму. Впоследствии я попробовал себя и в прозе, и в публицистике, но драматургия осталась в итоге моим любимым и почти единственным жанром.
– Быстро ли вы пишете?
– Пишу быстро, однако создание пьесы – это не столько работа непосредственно за письменным столом; это результат чтения и размышлений, наблюдений и впечатлений, встреч с людьми, путешествий, осмысления событий, достижения собственных целей и преодоления собственных проблем. Пьеса – это часть и итог твоей жизни.
– Что, на Ваш взгляд привлекло в вашей пьесе режиссера фильма Александра Крестникова?
– Пьеса «Лёгкое знакомство» – психологическая мелодрама, сложнейший жанр, где каждая секунда наполнена глубоким смыслом, а энергетика мизансцен должна вызывать мурашки у зрителя. Думаю, что привлекла именно сама сложность отношений главных героев, поданная в легкой и ироничной форме… Они – весьма успешные современные люди, знают и любят музыку, поэзию, увлекаются философией, но при этом, достаточно одиноки, каждый из них прошел путь от открытости миру – к тому, чтобы внутренне замкнуться. Наш фильм – попытка сказать, что у счастья нет завтрашнего дня. Жить надо здесь и сейчас.
– Вы – доктор технических наук. Недавно вышла в свет ваша книга «Основы драматургии. Теория, техника и практика драмы». Эти столь далекие сферы интеллектуальной деятельности как-то взаимосвязаны?
– Мне кажется, что степень доктора наук в большинстве случаев предполагает не только знание какой-то определенной дисциплины, но и вообще умение исследовать, мыслить, приводить в систему; профессия же писателя обязывает изложить все это в ясной, живой и увлекательной форме без потери глубины и логичности исследования. Так что одно другому никак не противоречит, а помогает.
Судя по многочисленным отзывам, моя книга может быть полезна как специалистам, так и читателям, не имеющим специальной подготовки. Кроме этого, ее успешно могут использовать студенты театральных колледжей и вузов. Но все-таки это не совсем учебник, а, прежде всего, – размышление, исследование.
– Как проводит свободное время писатель-драматург?
– Не люблю напрасно тратить время. Я не в состоянии бесцельно лежать на диване, не могу читать случайную низкопробную литературу, не смотрю сериалы, программы-сплетни о личной жизни артистов. Люблю общаться с интересными людьми, особенно с теми, кто знает и умеет больше меня. Это заставляет подтянуться, у таких людей можно поучиться!
Люблю бродить по лесу, где чувствую себя по-настоящему счастливым, выращиваю цветы. В прежние годы катался на коньках, совершал долгие лыжные прогулки, играл в большой и настольный теннис. Но, пожалуй, главное мое увлечение, – какие угодно путешествия: пешие, велосипедные, автомобильные...
– Каковы ближайшие планы?
– Только что написал две пьесы. Предвижу, что театральная судьба у них будет нелегкая. Что касается планов, то в наступившем сезоне пока намечены постановки моих пьес в России, Болгарии, Румынии, Турции, Иране, Монголии и, возможно, в Китае.
Беседу вел Юрий АВДЕЕВ