Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Новости
  3. 17 ноября 2022 г.
Интервью

Валентин Красногоров: «Почему люди пишут, объяснить невозможно…»

Написавший свыше 80 пьес, более 1300 раз поставленных в России и за рубежом, он драматург особенный.

17 ноября 2022

Валентин Красногоров, написавший свыше 80 пьес, более 1300 раз поставленных в России и за рубежом, драматург особенный. Будучи серьезным ученым-химиком, доктором технических наук, он сумел реализовать в своей жизни еще «одну, но пламенную страсть» – любовь к литературе. Спектакли по пьесам Красногорова – это всегда интеллектуальный поединок героев; в них, как правило, неожиданные повороты и интригующие сюжеты...

Совсем недавно писатель стал участником команды по созданию полнометражного художественного фильма, который выйдет на экраны в 2023 году. Интересный факт: картина стала дебютной практически для всех ее создателей! Ставка на команду no name, снявшую фильм «Легкое знакомство» по одноименной пьесе Красногорова, считает режиссер и продюсер фильма Александр Крестников, станет своего рода вызовом отечественной киноиндустрии.

В беседе с Валентином Самуиловичем Красногоровым мы узнали о его ближайших планах, и взглядах на литературное творчество.

 

– Не имея специального литературного образования, как химик-технолог стал драматургом?

– Драматурги крайне редко получают специальное литературное образование (по крайней мере, таких людей я почти не знаю). Рекомендации для вступления в Союз писателей мне дали знаменитые писатели Виктор Розов и Григорий Горин. Первый – окончил индустриальный техникум, а второй был врачом. Гоголь, Островский и Горький тоже не обучались драматургии в университетах. Что касается совмещения профессий, – композитор Александр Бородин был, как и я, химиком, великий художник Лукас Кранах – бургомистром Виттенберга, а Василий Львович Пушкин (дядя поэта) – офицером и стихотворцем, что и дало племяннику повод написать: Неужто верных муз любовник / Не может нежный быть певец / И вместе – гвардии полковник?

Почему я вообще начал писать?.. Накопился определенный жизненный опыт, появилось некое беспокойство, побуждающее рассказать о том, что я думаю, что меня волнует и тревожит.

 

– Почему именно пьесы, а не повести и рассказы?

– Взявшись за писательское дело, я и не подозревал, что страница драмы дается куда труднее, чем страница прозы. Я никогда не был заядлым театралом, писательских амбиций не имел и знакомств в этих кругах тоже; литературных кружков и семинаров не посещал, о славе даже не мечтал, а был обыкновенным инженером. Однако, в отличие от многих, всегда любил читать пьесы. Мне нравилось их концентрированность, чеканность формы, искусность конструкции, наличие своей правды у каждого персонажа, напряженность и неразрешимость конфликтов. Я и сейчас не понимаю расхожего мнения, о том, что, дескать, драматургия будто бы трудна для чтения и годится лишь для представления в театре. Когда я открываю пьесу хорошего драматурга, мне уже через две-три страницы трудно от нее оторваться. Должно быть, именно поэтому я и начал писать пьесы. А может быть, у меня так «драматургически» устроены мозги. Поэтому для меня стал органичным способ выражения себя через драму. Впоследствии я попробовал себя и в прозе, и в публицистике, но драматургия осталась в итоге моим любимым и почти единственным жанром.

 

– Быстро ли вы пишете?

– Пишу быстро, однако создание пьесы – это не столько работа непосредственно за письменным столом; это результат чтения и размышлений, наблюдений и впечатлений, встреч с людьми, путешествий, осмысления событий, достижения собственных целей и преодоления собственных проблем. Пьеса – это часть и итог твоей жизни.

 

– Что, на Ваш взгляд привлекло в вашей пьесе режиссера фильма Александра Крестникова?

– Пьеса «Лёгкое знакомство» – психологическая мелодрама, сложнейший жанр, где каждая секунда наполнена глубоким смыслом, а энергетика мизансцен должна вызывать мурашки у зрителя. Думаю, что привлекла именно сама сложность отношений главных героев, поданная в легкой и ироничной форме… Они – весьма успешные современные люди, знают и любят музыку, поэзию, увлекаются философией, но при этом, достаточно одиноки, каждый из них прошел путь от открытости миру – к тому, чтобы внутренне замкнуться. Наш фильм – попытка сказать, что у счастья нет завтрашнего дня. Жить надо здесь и сейчас.

 

– Вы – доктор технических наук. Недавно вышла в свет ваша книга «Основы драматургии. Теория, техника и практика драмы». Эти столь далекие сферы интеллектуальной деятельности как-то взаимосвязаны?

– Мне кажется, что степень доктора наук в большинстве случаев предполагает не только знание какой-то определенной дисциплины, но и вообще умение исследовать, мыслить, приводить в систему; профессия же писателя обязывает изложить все это в ясной, живой и увлекательной форме без потери глубины и логичности исследования. Так что одно другому никак не противоречит, а помогает.

Судя по многочисленным отзывам, моя книга может быть полезна как специалистам, так и читателям, не имеющим специальной подготовки. Кроме этого, ее успешно могут использовать студенты театральных колледжей и вузов. Но все-таки это не совсем учебник, а, прежде всего, – размышление, исследование.

 

– Как проводит свободное время писатель-драматург?

– Не люблю напрасно тратить время. Я не в состоянии бесцельно лежать на диване, не могу читать случайную низкопробную литературу, не смотрю сериалы, программы-сплетни о личной жизни артистов. Люблю общаться с интересными людьми, особенно с теми, кто знает и умеет больше меня. Это заставляет подтянуться, у таких людей можно поучиться!

Люблю бродить по лесу, где чувствую себя по-настоящему счастливым, выращиваю цветы. В прежние годы катался на коньках, совершал долгие лыжные прогулки, играл в большой и настольный теннис. Но, пожалуй, главное мое увлечение, – какие угодно путешествия: пешие, велосипедные, автомобильные...

 

– Каковы ближайшие планы?

– Только что написал две пьесы. Предвижу, что театральная судьба у них будет нелегкая. Что касается планов, то в наступившем сезоне пока намечены постановки моих пьес в России, Болгарии, Румынии, Турции, Иране, Монголии и, возможно, в Китае.

 

Беседу вел Юрий АВДЕЕВ


Тэги: Спецформат Театр Драматургия Пьесы Валентин Красногоров
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Театр «Торикос» – «Ничейный остров»?

    16.05.2025
  • Театральное дело Романа Акимова

    14.04.2025
  • Не убивайте ангела в себе

    06.11.2024
  • ГАБТовские «Байки» для детей и взрослых

    19.10.2024
  • Принято «большинством голосов»

    17.10.2024
  • Неудобная правда: лучше поздно, чем никогда?

    31248 голосов
  • «Пятна» на сочинском солнце

    15317 голосов
  • Если б сочинской Олимпиады не было, или «Плюсы» для «минусов»

    5504 голосов
  • Пламя Игр-2014: грезы и реальность

    4054 голосов
  • Какая без балета жизнь?!

    1275 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Поэзия Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Век Фильм
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS