Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Новости
  3. 08 декабря 2018 г.

ВЕЧЕР – КАК ПРАЗДНИК

В библиотеке искусств имени Алексея Петровича Боголюбова прошел второй вечер Русского ПЕНа, в котором на одной площадке, то бишь, в одном зале, за одним микрофоном сошлись... нет, не «лёд и пламень».

08 декабря 2018

В библиотеке искусств имени Алексея Петровича Боголюбова прошел второй вечер Русского ПЕНа, в котором на одной площадке, то бишь, в одном зале, за одним микрофоном сошлись... нет, не "лёд и пламень", а поэт и прозаик. Вчера вечером идейный вдохновитель проекта и ведущая Женя Декина представила двух московских литераторов - писателя, эссеиста, вице-президента Русского ПЕН-центра Бориса Евсеева и поэта, главного редактора "Литературной газеты" Максима Замшева. 

Тон вечеру задали артисты, которые представили небольшую инсценировку по одной из глав нового романа Бориса Евсеева "Очевидец грядущего". Понятно, что у актеров совершенно не было времени на репетицию, тем не менее, они достаточно бодро прочли на два голоса диалог, в котором прозвучали "дерзкие слова о грядущем". 

Далее эстафетная палочка в виде микрофона перешла к Максиму Замшеву. К своему стыду, с его поэзией я раньше не был знаком. А зря. Стихи по-настоящему зацепили. Удивительно было еще то, что они гармонировали с авторской манерой чтения - спокойной, обстоятельной, сдержанной и несколько отстраненной. Поэт читал с легкой улыбкой, держа поэтический сборник буквально двумя пальцами, на расстоянии вытянутой руки. Вот несколько цитат, которые успел по ходу записать (заранее прошу прощение за возможную неточность):

"Музыка во мне сжалась -/что ни говори, жалко…", "Я привыкаю праздновать без тебя…", "Новая жизнь не приходит на место старой…", "Шансы лежат, как мертвые…", "Плохие сны, как чужой конвой…". Или вот это - "булошная работала до восьми / предлагали кофе и ром-бабы…". К сожалению, не нашел в сети это стихотворение, - а оно классное!

Зато нашел вот такое (оно также прозвучало на вечере):



Так много писали о Крыме,
Что если бы строчки гуляли,
Они бы заполнили все от Джанкоя до Ялты.
Почтовая стонет открытка,
Влюбленная в маленький ялик,
Пора уж исполнить последнее долгое сальто…
Ведь цирк навсегда уезжает,
И море глотает веревки,
Которыми что-то к чему-то крепилось недавно.
Трепещет вечерняя жалость,
А сердцу не хватит сноровки
Смириться с глухими ударами Божьего дара.
Так много ходили по Крыму
Серьезные люди, что ночью
Их тени ползут, через тернии, к звездам холодным,
И падают утром на крышу
Одежды бесцветные клочья.
А ялик столкнулся с огромной подводною лодкой.
И стал вместе с нею одной засекреченной сводкой…


Борис Евсеев - полная противоположность Замшеву. Мне даже показалось, что в его прозе, и в том, как он подает ее слушателям, больше поэтического, эмоционального. При этом чувствовалось, что роман "Очевидец грядущего", отрывки из которого зачитывал писатель, - сложный, многоплановый. Как рассказал Борис Тимофеевич, в его новом произведении (роман только что вышел в издательстве "ЭКСМО", и автор еще не получил авторские экземпляры, более того, "толком не успел подержать в руках") история двух братьев Авеля и Каина плавно переходит в линию трех российских царей. 
А как читает Борис Евсеев! Заслушаешься. Буквально на первом уже предложении он устанавливает контакт с аудиторией, со зрителем. И зритель сидит - как завороженный. 
"Легонькой, как пух, душа должна быть", "нечто приятное, как утро, как влага на губах", "граммы неотвергнутой любви", "прозрачная душа, как планшет на груди"...

Который раз поразился динамике евсеевской прозы, ее напевности. Не зря, как отметил кто-то из критиков, новый роман автора - это симфония. И, конечно же, авторское ви́дение. Такой текст нельзя выдумать, всю ситуацию нужно не просто прочувствовать, ее нужно видеть! Поэтому самые, казалось бы, фантастические, точнее, мистические образы и сюжеты воспринимаются, как реальные, происходившие в жизни. 
Понравилась атмосфера в зале. Зрителей было не много (кстати, несколько человек приехали из моего родного Сергиева Посада), но их внимание и сопереживание услышанному передавались выступавшим, которые, чем дальше, тем с большим удовольствием представляли свое творчество. 

Вечер проходил без пауз, по нарастающей. 

Своеобразный итог выступлениям подвел поэт и философ Константин Кедров. "К сожалению, по-настоящему творчества друг друга мы не знаем. Поэтому нынешнее мероприятие для меня стало большим праздником. Непридуманная проза Бориса Евсеева - сродни мистическому прозрению. В поэзии Замшева можно услышать настоящее, глубокое, личное", - сказал Константин Александрович. И добавил: "То, что пережито, не уходит никуда, это навсегда".

 

Владимр ПИМОНОВ

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS