Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Новости
  3. 28 декабря 2019 г.

Вечера на хуторе близ Чернавска

В романе «Живые души» Алена ДАЛЬ взяла в соавторы Гоголя, – анализирует книгу Геннадий ЛИТВИНЦЕВ.

28 декабря 2019

Алена Даль. Живые души: роман-фантасмагория. – 2018, М., изд. «Ридеро»

 

Особенностью нынешней читательской аудитории является потеря интереса к литературе, отражающей действительность. А поскольку современное книгоиздание подчиняется законам рынка, авторы стремятся удовлетворить спрос и вслед за читателем (а точнее, упреждая его потребности) уходят от насущных проблем современности. Мы наблюдаем, как «реализм действительной жизни» заставил многих литераторов переквалифицироваться в поставщиков коммерчески успешных проектов: детективов, псевдоисторических драм, фэнтези.

Но литература «большого стиля», отзывающаяся на болевые сигналы современности, не исчезала и никогда не исчезнет, пока остается хоть один читатель. И среди современных российских писателей появляются те, кто заняты поисками жизненной правды, пытаются понять и отобразить смысл происходящего, бытование человека в сложных обстоятельствах «межвременья». Современность дает нам примеры драм и конфликтов, рождает сложные противоречивые характеры, являет новые, невиданные прежде отношения между людьми. Но, чтобы все это заметить, «нужно самому узнавать, нужно проездиться по России...» (Н.В.Гоголь, «Выбранные места из переписки с друзьями»). При этом следует выбросить из головы все сложившиеся мнения, выводы и вглядываться в окружающее «...как в новую дотоле вам неизвестную землю».

Вот такой «поездкой в дотоле неизвестную землю» показался мне роман Алены Даль «Живые души». Действие его разворачивается «здесь и сейчас», в узнаваемых географических и природных условиях, социальных и культурных обстоятельствах. Завязка сюжета остро современна и актуальна, словно взята из новостных лент: в некоем губернском городе закипают страсти вокруг проекта добычи никеля, грозящего региону экологической катастрофой. Проект покорения недр продвигают приезжие менеджеры, не думающие ни о чем, кроме прибыли, а также мечтающие войти в долю с добытчиками местные чиновники, лукавые ученые, продажные общественники и журналисты. Им пытается противостоять группа«маленьких» людей, состоящая из казаков, жителей обреченного на потраву Чернавского района во главе с неподкупным профессором. Исход конфликта был бы предрешен, если б не завязался главный узелок романа – любовный. Провидению было угодно, чтобы руководитель проекта Антон Рубин случайно встретил и полюбил включившуюся в протестное движение местную женщину Веру Туманову. Их отношения чудесным образом меняют весь «пейзаж битвы».

В названии романа читается аллюзия с главным детищем Николая Васильевича Гоголя. Но что она означает? В одном из интервью Алена Даль называла Гоголя своим учителем. О творческих заимствованиях у классика скажем позже. Но перекличка с Гоголем не сводится к художественным приемам – суть ее много глубже, она в самом замысле произведения. Гоголь представил в своей поэме сумрачный мир мертвых душ, погубленных или не востребованных жизнью талантов и чувств человека. В густонаселенном романе нашего автора «нежити» и «немочи» тоже немало, но им противостоят «живые души» – люди, сохранившие витальную энергию, связь с родной землей, традицией, историей, способные сражаться за жизнь и в конце концов преодолевающие мертвящие силы зла. А потому берусь утверждать, что наш автор не следует ученически за произведением Гоголя, но взял смелость его продолжить, то есть, образно говоря, воссоздать сожжённый второй том, в котором, как известно, Гоголь намеревался показать положительного человека, альтернативного «мертвым душам» первого тома. Воссоздать и дописать на материале современной российской жизни. А для этого воскресить самого Гоголя, ввести его действующим лицом в круг других персонажей (жанр магического реализма, в котором написан роман, вполне это допускает) и даже сделать соавтором.

Но как бы оценил столь дерзкий замысел сам Николай Васильевич? Гадать нужды нет – вот он встречается на страницах романа с начинающей писательницей Верой Тумановой, героиней, в которой можно угадать аlter ego автора:

«–Попали мне в руки и ваши чернавские наброски, – классик отвел со лба спутанную ветром прядь. – Не скрою, я и сам до сих пор пребываю в восторге от здешних мест. Относительно же заметок мнение мое таково: некоторыми фигурами речи они напоминают мне меня самого, но этим и оканчивается сходство. Все остальное принадлежит вам и никем другим, кроме вас, не могло быть написано».

Таким образом, роли автора и соавтора определились. И дальше Гоголь наставляет продолжательницу его замысла: «Назначение ваше – взывать к сердцам!.. Оживлять мертвые души. Исцелять и возвращать веру! Вот ваше поприще. – Он заглянул Вере в глаза... – В этом труде вам откроется много наслаждения, но и много боли. Вы многое узнаете, чего не знал до вас никто. Вы откроете и такие свои стороны, каких, быть может, раньше и не подозревали в себе. Ваша жизнь будет полна! Во имя Бога не оставляйте без внимания этих слов моих!»

В результате – «Вера Сергеевна написала роман, в основу которого легли причудливые изгибы ее судьбы, известные чернавские события, записанные в пухлом блокноте сны и рассказы старожил, а также опыт общения с миром по ту сторону старого зеркала». И есть основания предполагать, что этим романом являются «Живые души». Вот такой композиционный кульбит. И вообще, роман получился многоплановый, разветвленный, простертый во времени. Современность в нем оборачивается давним прошлым, реальность – иллюзией, дурным наваждением, а живущие и действующие в нынешнем Верхнедонске персонажи – марионетками театра кукол, заключенного в фанерном ящике. Уроки Гоголя для автора не прошли бесследно.  

«Как черта выставить дураком» – это, по собственному признанию Гоголя, было главною мыслью всей его жизни и творчества. Если черта представлять совратителем душ человеческих, виновником подлости, вранья, лихоимства и всякого непорядка в жизни, то в романе Алены Даль немало поводов посмеяться гоголевским «горьким смехом» над его проделками в Верхнедонске и его окрестностях. Достаточно прочитать достойные гоголевского пера портреты верхнедонских разнокалиберных чиновников и деятелей культуры, описания прошедшего здесь шумного фестиваля искусств, юбилейного торжества глянцевого журнала «Штучка» или презентации книги модной писательницы.

«Пошлость всего вместе испугала читателей, – размышлял Гоголь о впечатлении, произведенном в России «Мертвыми душами». – Испугало их то, что один за другим следуют у меня герои, один пошлее другого, что нет ни одного утешительного явления, что негде даже... дух перевести бедному читателю...»

Книга Алены Даль, несмотря на сходство с Гоголем «некоторыми фигурами речи», все же оставляет другое впечатление. Есть в ней и «утешительные явления», и свет, и воздух. Остается вера в сохранную и обязательную духовную основательность мира, которую воплощают и обещают восстановить в жизни «зазеркальные» персонажи, прежде всего Лесная хозяйка Дарина (она же баба Дарья из Бирюков и ученый-футуролог Кремер). Зло в романе осмеяно, частью наказано, основной конфликт разрешился полной победой защитников природы, компания «Траст-Никель» перенесла свою разрушительную деятельность куда подальше, аж в Африку... Все сюжетные узелки романа оказались в эпилоге развязанными.

В любовной линии романа, как и в соседстве магического и реального, угадывается также влияние «Мастера и Маргариты» М.Булгакова (тоже считавшего себя учеником Гоголя). Однако в «Живых душах» счастье обретается в самой гуще жизни, а не в иных мирах, свободных от пошлости и уродства. Да и ролям мужчины и женщины возвращены первоначальные функции: мужчина принимает решения и совершает поступки – женщина подчиняется и ждет. Союз главных героев парадоксален – тем и интересен!

Алена Даль убедительно показала своим романом – произведение о современности, актуальное и злободневное, может быть увлекательным и художественно полноценным, когда оно стремится не к правдоподобию, а к настоящей, глубокой правде. Любовь к правде, вера в её силу не могут совсем уйти из литературы, сколь бы сильным не был их антагонист – мир лжи, оправдания всякого зла, насмешки и глумления над духовной жизнью, мир, захламленный лживыми идеями и дутыми кумирами. Не уйдут потому, что и изгнанная, и оболганная, правда остается тем бескорыстным и ожидающим стражем при человеке, готовая всегда вернуться к нему по первому зову.

 

Геннадий ЛИТВИНЦЕВ


Тэги: Спецформат Современная проза Алена Даль Живые души Геннадий Литвинцев
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Зерна человечности в лодке осени

    28.11.2022
  • Памяти мастера

    24.11.2022
  • Сургутский дубль драматурга Чураевой

    21.11.2022
  • О бремени страстей форума «Липки»

    18.11.2022
  • Валентин Красногоров: «Почему люди пишут, объяснить невозможно…»

    17.11.2022
  • Неудобная правда: лучше поздно, чем никогда?

    31248 голосов
  • «Пятна» на сочинском солнце

    15317 голосов
  • Если б сочинской Олимпиады не было, или «Плюсы» для «минусов»

    5504 голосов
  • Пламя Игр-2014: грезы и реальность

    4054 голосов
  • Какая без балета жизнь?!

    1275 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS