Валерию Вороне удается выступать одновременно в нескольких амплуа, каждое из которых в отдельности требует от человека стопроцентной самоотдачи. Руководить уважаемым музыкальным вузом, возглавлять авторитетнейший фонд, сохраняющий наше национальное достояние, терпеливо взращивать молодые таланты, не прерывая собственной исполнительской карьеры – чтобы на все хватило сил, нужен источник энергии, сродни атомному реактору.
Поэтам дано проникать в глубины и дали, простым смертным недоступные. «Волшебная скрипка» Гумилева – не о музыке, но то, что происходит с обратной стороны хорошо известной всем панорамы сцена-оркестр-солист, точнее не опишешь. Только ни один музыкант вам в этом не признается. Сам Валерий Иосифович, когда кто-нибудь из непосвященных восхищается его «многозадачностью», лишь лукаво улыбается: «Мне многие говорят, что так жить нельзя. Но если любишь то, что делаешь, жить по-другому просто не получается. Это у кошки, как говорят, девять жизней, а человеку все, что ему важно и дорого, приходится распределять внутри одной-единственной. И чтобы это получилось, вокруг тебя должны быть единомышленники, люди, увлеченные делом или идеей, не меньше тебя самого. Времена нынче такие, что музыкант просто обязан создавать вокруг силовое поле позитивности, втягивая в него и коллег, и учеников, и слушателей, и близких».
В орбите Валерия Вороны вращается огромное количество самых разных людей и не только творческих. Что их держит на этой орбите? То самое силовое поле, которое практически невозможно разобрать на составляющие. Почти тридцать лет существует созданный им фонд «Русское исполнительское искусство», без малого двадцать он возглавляет Музыкально-педагогический институт имени М.М.Ипполитова-Иванова. И если фонд – идея выношенная и выстраданная, то становиться ректором Валерий Иосифович не собирался. Но когда грохот железной поступи Болонской системы стал заглушать голос здравого смысла, он счёл себя не вправе оставаться в стороне. «Загубить талант проще простого, – не устает повторять Ворона. – И, если наши педагогические традиции под натиском новомодных веяний будут размыты, мы потеряем эту педагогику. Не исключено, что навсегда. В России усилиями многих поколений создан очаг мирового значения, который «кормит» весь мир выдающимися музыкантами. Это своего рода заповедная зона, которую надо охранять всем миром, как охраняют Эрмитаж или Русский музей».
«Юбилейным дивертисментом» в Рахманиновском зале Консерватории были отмечены сразу три знаменательных даты – 155 лет со дня основания Московской консерватории, 100-летие института им. Ипполитова-Иванова и 70-летие его ректора. Концерт получился особенным – в зале собрались друзья виновника торжества, а на сцене – его ученики. Волновались и те, и другие, а больше всех сам Валерий Иосифович: «Результаты нашей работы проявляются только через годы. Бывает, человек во время учебы демонстрирует потрясающие успехи, а потом исчезает неизвестно куда. Сегодня будут играть те, кто не исчез, кто состоялся. Педагоги не очень-то любят играть вместе с учениками, но по мне, если питомец превзошел наставника, это хороший наставник. Я не расстроюсь, если кто-то окажется лучше меня».
Они были не лучше. Критерий лучше/хуже в исполнительском мастерстве не срабатывает автоматически. Они были другими и это дорогого стоит. Андрей Колясников и Юрий Медяник, занимавшие в этот вечер место за дирижерским пультом Московского молодежного камерного оркестра, помогали проявиться этой инаковости. Первое отделение открыл «Дивертисмент ре-мажор» Моцарта (финал), прозвучавший очень свежо и даже созвучно сегодняшнему дню – молодым музыкантам удалось совмещение временных континуумов. Логическим продолжением стали «Пять минут из жизни Моцарта» композитора Александра Раскатова, которого с оркестром связывает давняя дружба. Прежде, чем взять в руки скрипку, Валерий Иосифович предупредил – что делал Вольфганг Амадей в эти пять минут точно не установлено. Чтобы убедиться в широте диапазона чувства юмора маэстро, достаточно было услышать, как он комментирует «The Season’s Digest» Раскатова, вздумавшего взглянуть на «Времена года» Петра Ильича с точки зрения измученной экологии XXI века.
Второе отделение получилось изысканным, романтичным и сияющим, как витраж в старинном соборе. Финал «Концерта для четырех скрипок с оркестром» Вивальди в исполнении Анастасии Тимошенко, Светланы Безотосной, Александра Будникова и Сергея Сухобрусова, переливался нежнейшими оттенками гармоний. Каким полетным получился у того же Будникова «Вальс-скерцо» Чайковского, какой страстью дышало «Рондо-каприччиозо» Сен-Санса у Безотосной. А в знаменитом танго «Ревность» Якоба Гаде Валерий Иосифович составил из своих учеников целый букет темпераментов. Но кульминацией концерта стало восхитившее слушателей своей кристальной прозрачностью «Белое адажио» из балета «Лебединое озеро», где вместе с Валерием Вороной солировали Алла Королёва (арфа) и Александр Готгельф (виолончель). Валерий Иосифович, никогда прежде не исполнявший это произведение, посвятил его своим учителям.
Эстафета поколений, сохранение традиций – очень многим сегодня хочется списать все это в утиль. Иванами, не помнящими родства, манипулировать куда как просто. И надежда только на тех, кто, презрев мировые тренды, продолжает взращивать в своих учениках личность, а не клонировать «продвинутых пользователей» всего и вся, в том числе и культуры. Одним из заключительных номеров концерта стала «Фантазия на темы И.Дунаевского из музыки к кинофильму «Цирк» композитора Сергея Дрезнина. Казалось маэстро и его питомцы, принадлежа к разным временам и поклениям, существуют на одной волне, испытывают одни и те же чувства. И когда молодые музыканты, вторя своим инструментам, выдали вокализ «Я другой такой страны не знаю…», в зале не нашлось человека, у которого бы не замерло сердце.
Замирают под колосниками звуки оркестра, смолкают аплодисменты, гаснет свет и в зале воцаряется первозданная тишина, без которой невозможно постичь красоту Музыки. В самой этой тишине заключено обещание – завтра она зазвучит снова. А значит, как бы ни была сложна наша жизнь, мы – счастливые люди. Потому, что у нас есть Музыка.
Виктория РОГОЗИНСКАЯ
Фото – Александр Иванов