На станции Базаиха Красноярской железной дороги установили мемориальную доску в память о Викторе Петровиче Астафьеве.
Открытие мемориальной доски на станции Базаиха связано с тем, что именно на этой станции в 1942 году 18-летний Виктор Астафьев, окончивший железнодорожную школу – ФЗО № 1, начал свой трудовой путь. Он работал составителем поездов. Позже этот этап своей жизни он отразил в рассказе «Соевые конфеты» (1978 год).
Воспоминания об этих днях легли в основу многих повестей. Местные школьники, читая произведения на уроках, потом сами прошлись по памятным местам. Церемония открытия доски прошла торжественно и стала итогом труда ребятишек, чтобы каждый прохожий теперь знал — здесь совсем рядом когда-то работал знаменитый писатель.
Отсюда же, со станции Базаиха, осенью 1942 года он ушел добровольцем на фронт.
В год 90-летия писателя и 115-летия Красноярской железной дороги, а также в преддверии 70-летия Великой Победы руководством магистрали принято решение увековечить память о великом сибирском писателе Викторе Петровиче Астафьеве памятной доской.
В мероприятии приняли участие представители Красноярской железной дороги, Мемориального комплекса Астафьева в Овсянке, а также ученики и учителя красноярской средней школы № 148, где действует музей писателя и ведется активная исследовательская деятельность по изучению малоизвестных страниц из его жизни и творчества.
«Миша Володькин, Петя Железкин, оба из города Канска, и я распределены были работать на станцию Базаиху, третью в те поры станцию, если ехать от Красноярска на восток, никакого, кстати, отношения не имеющую к одноименному поселку.
<...>
«Спецификой» станции Базаиха было то, что составители поездов и многие специалисты жили в Красноярске, ездили на работу пригородным поездом. Товарная станция Красноярска, забитая до того, что, казалось, нитки вот-вот лопнут по всем швам и полетит весь транспорт под откос, старалась как можно «интенсивней» использовать пригородные станции. Но станция Енисей не больше нашей. Злобино - еще только начинала разрастаться, однако окружена уже была мощными предприятиями, действующими и восстанавливающимися в эвакуации, и сделалась станция Базаиха, до которой еще «доставала рука», чем-то вроде «милкиных ворот», перед которыми, «топнув копытами, конь, остановися!». А как это - остановися, когда идет война и Родина ждет!»
(Фрагмент из «Соевых конфет»)