Так называлась персональная выставка советского художника, проходившая в Лондоне в 2014. И вот спустя 10 лет Третьяковская галерея представляет крупнейшую монографическую выставку Виктора Попкова (1932–1974) – одного из ведущих творцов, определивших облик отечественного искусства второй половины ХХ века. В залах - более 200 живописных и графических работ мастера из 12 государственных музеев и 7 частных собраний.
Экспозиция, построенная тематически, раскрывает круг проблем, к которым художник обращался на протяжении своего непродолжительного – около двадцати лет — творческого пути. В заглавие разделов вынесены центральные произведения Попкова: «Строители Братска», «Мой день», «Двое», «Воспоминания. Вдовы», «Хороший человек была бабка Анисья», . Строительство Братской ГЭС, стала центральной темой для одного из самых известных произведений художника. Замысел работы родился во время поездки на строительство Братской ГЭС, где Попков работал в составе творческой группы и жил среди строителей. Картина «Строители Братска», центральная работа первого раздела, вошла в историю русской живописи как эталон «сурового стиля». Отдельное место в творчестве Попкова и в экспозиции занимают пейзажи, показанные в разделах «Зимняя Золотица», «Города и дороги» (графика) и «Времена года» (живопись), которые были написаны во время частых поездок по стране.
Произведения Попкова характеризуются остротой видения окружающего мира, небывалой концентрацией личностного переживания, особым уровнем осмысления и художественного воплощения времени. Стиль работ все время меняется, но несмотря на это Попков - очень цельный художник. В своей творческой эволюции он прошёл путь от сюжетной и композиционной ясности ранних работ к метафоричности размышлений о войне и ее последствиях в произведениях «Воспоминания. Вдовы», «Северная песня», «Шинель отца», «Майский праздник». В них - образ выжившей, возрождающейся страны.
Размышления о предназначении и ответственности художника, стремление к идеалу приводят Попкова к чистой метафоре и высокой степени условности. Завершается выставка пушкинской темой, увлекшей художника перед гибелью. В отдельном зале-ротонде располагается демонстрирующая высокое живописное мастерство пейзажная серия пушкинских мест и последняя работа «Осенние дожди (А.С. Пушкин)».
Куратор выставки Наталья Александрова называет удачным и правильным соседство с передвижниками, выставленными в этом же здании. Конечно они далеки друг от друга и по временной шкале и оптически, но их искусство говорит со зрителем о глобальных вопросах жизни, о внимание к человеку, сострадании.
Выставка работает до 11 мая 2025 года