Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Новости
  3. 07 декабря 2020 г.

Вопреки смерти

В Центральном доме актера в Москве прошли премьерные показы спектакля «Кабаре Терезин».

07 декабря 2020

В конце ноября в Центральном доме актера в Москве прошли премьерные показы спектакля «Кабаре Терезин». Этот уникальный театральный проект, хорошо известный зарубежному зрителю, впервые вышел на русском языке благодаря усилиям Российского еврейского конгресса и Фонда Еврейского музея и центра толерантности. В основе спектакля – музыкальные и текстовые произведения, созданные в 1942-1944 годах заключенными нацистского концлагеря Терезиенштадт, более известного как Терезин. Авторами российской версии спектакля стали режиссер и сценарист Нина Чусова, композитор и художественный руководитель проекта Сергей Дрезнин и хореограф Сергей Филин, тексты перевел на русский язык Игорь Писарский. А «озвучили» «Кабаре Терезин» живой оркестр и артисты театра Московского мюзикла. Все тексты, музыкальные номера и видеоизображения созданы на основе произведений, картин и детских рисунков узников лагеря.

С ноября 1941 по 9 мая 1945 года, когда нацистский лагерь смерти Терезиенштадт был освобожден Красной Армией, в этом аду побывали 140 тысяч заключенных. Из них 33 тысячи погибли, а 88 тысяч были депортированы в Освенцим, – именно из Терезиенштадта в конце октября 1944 года сюда прибыл последний состав с обреченными на гибель людьми.

Среди узников концлагеря Терезиенштадт, устроенного нацистами в исторической крепости недалеко от Праги, было много еврейских деятелей культуры и искусства, попавших из Германии, Австрии и оккупированных нацистами стран. Несмотря на нечеловеческие условия, они не пали духом, и не просто пытались выжить, но искали смысл жизни в творчестве, создали театр и кабаре, читали лекции, писали музыку. Несмотря на запрет на преподавание, заключенные придумали уникальную систему детского художественного воспитания, и дети даже поставили оперу «Брундибар». Для многих это была первая и последняя опера в их жизни…

«Это был постоянный театр абсурда с декорациями нормальной жизни, ежедневное ожидание депортации в Аушвиц, и запреты, унижающие достоинство, – говорит президент РЕК Юрий Каннер. – А в ответ – свыше 600 спектаклей, более 100 музыкальных произведений, тысячи рисунков и картин, сотни пьес, больше 2500 лекций. В Терезине искусство на пороге смерти сплотило узников, сделав их неподвластными страху. Театр, заменивший им реальную жизнь, стал мерой наивысшей свободы, и люди играли свои роли не перед палачами, а перед лицом истории. Теперь их голоса услышат и в России».

По сюжету спектакля, в лагерь Терезиенштадт прибывает новая семья, – известная пражская писательница Ильзе Вебер с мужем и сыном. Постепенно они привыкают к тяготам лагерной жизни и начинают выступать на подмостках «Кабаре Терезин», где находят новых друзей, актрису Ханну и режиссера Карела. В лагерь приезжает и добродушный старик Мендель, который не унывает в любой ситуации. Герои становятся как одна большая семья, и уже кажется, что жизнь налаживается. Но вот Менделя, потом мужа Ильзе, а потом и ее саму с ребенком отправляют в Аушвиц. Ханна и Карел остаются одни в своём кабаре – теперь уже самом грустном кабаре на свете.

Автором идеи спектакля «Кабаре Терезин», премьера которого состоялась в Вене в 1992 году, был австрийский актер и режиссер Александр Вехтер, для которого Терезиенштадт стал частью трагической истории его семьи. Музыкальным руководителем и композитором стал известный российский музыкант Сергей Дрезнин. В 1994 году появилась английская версия постановки, а в 2008 году – французская. Вышли два диска с произведениями спектакля – на немецком и английском языках. За рубежом эти произведения исполняют и изучают в школах и колледжах.

«Я благодарен авторам этого произведения, они показали, как сложно на пороге смерти оставаться людьми, смеяться в глаза своих убийц, – сказал после премьеры председатель Попечительского совета Еврейского музея и центра толерантности, член бюро президиума РЕК Виктор Вексельберг. – Этот спектакль о том, что даже в самых необычайных, в тяжелейших условиях люди продолжают бороться за каждый день своей жизни, каждый день своего чувства радости и любви. Вряд ли когда-то история повторит нечто подобное, но нам надо об этом знать и помнить. Чтобы не повторилось».


Григорий САРКИСОВ


Тэги: Спецформат Москва Спектакль Центральный дом актера
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Чистый экстракт

    18.12.2024
  • Единство и борьба

    03.10.2024
  • Вне условностей

    25.09.2024
  • Кто здесь «Холопы»?

    28.05.2024
  • На «Поезде жизни» - к новой, счастливой реальности

    27.05.2024
  • Неудобная правда: лучше поздно, чем никогда?

    31248 голосов
  • «Пятна» на сочинском солнце

    15317 голосов
  • Если б сочинской Олимпиады не было, или «Плюсы» для «минусов»

    5504 голосов
  • Пламя Игр-2014: грезы и реальность

    4054 голосов
  • Какая без балета жизнь?!

    1275 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS