С 18 мая Казань радушно принимает гостей и участников IX Международного фестиваля имени Сергея Рахманинова «Белая сирень» в Государственном Большом концертном зале им. Салиха Сайдашева. Официально фестиваль длится до 8 июня, но уже можно подвести некоторые итоги.
«Фестиваль занимает важное место среди престижных музыкальных форумов, с блестящим успехом проходящих в нашей многонациональной республике, и по праву может считаться одним из культурных брендов Татарстана», – отметил в приветственном слове Президент Республики Татарстан Рустам Минниханов.
Стоит добавить, что основателем и вдохновителем фестиваля является Александр Сладковский. Есть имена, которым не требуется ни званий, ни регалий – они говорят сами за себя. Таков маэстро Сладковский. Таков его друг и единомышленник Денис Мацуев, прилетевший – во всех смыслах этого слова (по окончании первого отделения пианист уже торопился в аэропорт) – в Казань на концерт 31 мая, ставший своеобразной кульминацией всего фестиваля. «Звездный» вечер требовал не менее «звездного» ведущего – и Юлиан Макаров также не нуждается в представлении. Кстати, ведь и о самом Государственном оркестре Республики Татарстан нет нужды сообщать, что это один из лучших коллективов России, покоривший буквально весь мир. А уж когда такие люди собираются вместе, то происходит настоящее чудо!
«У нас изменение программы произошло спонтанно. «Острова мёртвых» сегодня, к счастью, не будет», – смеясь, сообщил Сладковский перед концертом.
Мы не имеем права не поверить на слово маэстро, но «спонтанность» программы в итоге обернулась своей противоположностью – абсолютной логической выстроенностью и закономерностью. Все произведения – по восходящей – утверждали веру в жизнь и возрождение! «И жить торопится, и чувствовать спешит» – так, словами Петра Андреевича Вяземского, можно охарактеризовать этот концерт.
В первом отделении прозвучали Второй фортепианный концерт Ференца Листа и Четвертый – Сергея Рахманинова.
«Сегодня мы исполняем двух гениев – Листа и Рахманинова. Оба были и гениальными композиторами, и, что для меня очень важно – гениальными пианистами. А сколько раз мы репетировали с оркестром? Мы репетируем всю жизнь, а на сцену всегда выходим, как в последний раз!» – поделился мнением на пресс-подходе Денис Мацуев.
Талант Мацуева явно сродни и листовскому, и рахманиновскому – такой же горячий, порывистый и одновременно трепетно нежный. Диапазон эмоций – от тончайшего воздушного pianissimo, буквально капелек росы на паутинке, до демонического «камнепадного» грохота fortissimo.
Оба исполненные им произведения во многом также по-своему родственны между собой. Жизнь во всех ее проявлениях – любовь, светлая романтическая грусть, поэтическое вдохновение, восторг и любование картинами природы... Сладковский проявил себя как очень чуткий – нет, не аккомпаниатор, – но партнер пианиста.
Приглашенным журналистам, сидящим в ложе над сценой, посчастливилось наблюдать маэстро, так сказать, «лицом к лицу». Прочувствованность буквально каждой ноты – это не просто слова. Вся гамма чувств отражалась в мимике дирижера, и это был по-настоящему захватывающий, увлекательнейший спектакль!
«Во втором отделении мы сыграем Третью симфонию Чайковского, которую я здесь еще никогда не играл. Так что это во многом премьера, очень ответственная премьера перед нашей записью», – Александр Сладковский имеет в виду грандиозный проект записи всех шести симфоний, а также «Концертной фантазии», скрипичного и трех фортепианных концертов Чайковского, которую осуществит Sony Classical с 14-го по 28 июля в ГБКЗ им. С.Сайдашева. Грандиозный и смелый проект, впрочем, как и все программы ГСО РТ.
«Третью симфонию я обожаю! Хочу влюбить в нее всех слушателей! Это абсолютно гениальная музыка, но очень трудная» – признался маэстро.
Третья симфония – единственная у Чайковского, написанная в мажоре. И, пожалуй, наиболее редко исполняемая. Ну, тянет современников наших к минору, к «трагедии, рожденной из духа музыки» (если перефразировать Ницше). Время такое, скажете вы. Значит, маэстро Сладковский опережает настоящее, утверждая своим творчеством веру в лучшее, возрождение из духа музыки.
И публика откликнулась! Поверила! Такие овации на классическом концерте ныне, увы, редкость. Также как и зал, заполненной до отказа – люди стояли во всех проходах, не замечая неудобств.
Апофеозом вечера стали «бисы»: пляска скоморохов из «Снегурочки» Римского-Корсакова и, особенно, «Стан Тамерлана» из оперы «Легенда о граде Ельце, Деве Марии и князе Тамерлане» Александра Чайковского – коронный номер для Сладковского и его коллектива. Заключительную часть «Стана» пришлось повторять дважды, так как публика просто не желала расходиться! Слишком заразительным оказался жизнеутверждающий посыл концерта – ликующее буйное возрождение, как душистое пенное море белой сирени, цветущей «в унисон» рахманиновскому фестивалю!
Мария ЗАЛЕССКАЯ