Вот уже десять лет в подмосковном Пушкино, в живописном месте на Акуловой горе, куда с 1919 г. Владимир Маяковский каждое лето перебирался из Москвы, распахивает свои двери почитателям творчества поэта его Дача-музей.
Это дача В.А. Вячеславова, на которой в 1922 и 1923 гг. Владимир Маяковский провёл два летних сезона. И хотя знаменитое «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским на даче» было написано в другом доме — Румянцевых, именно сохранившаяся, точнее – сохранённая усилиями её владельцев — дача Вячеславова стала местом живой памяти поэта, собирательным образом его трудов и дней на Акуловой горе.
В 1969 году в помещении бывшей дачи была создана Библиотека-музей с мемориальной комнатой, на территории — воздвигнута сцена, и каждый июль ко дню рождения Маяковского здесь устраивались поэтические вечера, на которых звучали стихи Маяковского и стихи современных поэтов, выступали и профессиональные литераторы, и те, кто делал первые шаги в литературе. Работу Библиотеки-музея курировал Государственный музей В.В. Маяковского в Москве, регулярно сюда приезжали исследователи творчества поэта, сотрудники Института мировой литературы им. А.М. Горького, где было выпущено знаменитое 13-титомное собрание сочинений В.В. Маяковского, а в 1989 г. была создана научная группа и началась работа над новым масштабным Полным собранием произведений Маяковского в 20 томах. Ведущие маяковеды А.М. Ушаков, В.Н. Терехина, А.П. Зименков, С.А. Коваленко были желанными гостями на Акуловой горе.
Жизнь, кипевшая в пространстве Библиотеки-музея, в 1990-е гг. оказалась бессильна перед стихией и злой волей направлявших эту стихию людей.
На 100-летие со дня рождения Маяковского, в ночь с 19 на 20 июля 1991 года, на даче случился первый пожар: сгорели веранда и мемориальная комната. Второй пожар настиг дом Вячеславова в 1993-м. А в 1997 году третий, оказавшийся фатальным, пожар полностью уничтожил дом, помнивший поэта, слышавший его строки, хранивший в своих стенах воплощенную память о нем. Дача сгорела буквально дотла. Окружавшая ее территория год от года ветшала, зарастая бурьяном. Дачники устраивали на бесхозном пространстве свалки мусора. «Мерзость запустения» казалась вечной и неизбывной.
В 2008 году тогдашний настоятель храма Св. Пантелеимона, священник, краевед Андрей Дударев, задался целью дачу восстановить. Работы длились несколько лет. Разобрав мусорную свалку и обследовав территорию, отец Андрей нашел старый фундамент дома Вячеславова. Опираясь на архивные документы, сохранившиеся чертежи и фотографии, он определил точную планировку дачи, ее общий вид и за несколько лет восстановил ее вместе с энтузиастами-единомышленниками. Дача воскресла, как феникс из пепла. Это было то рукотворное чудо, которое невозможно без активности человека и является живым свидетельством его синергии с Творцом.
«Для меня вера — это призыв к действию. — поясняет отец Андрей Дударев. — Если я говорю, что я верю, это значит: я сделаю это». На строительстве дачи он работал, не покладая рук. А параллельно открыл в дачном Пушкино памятники Владимиру Маяковскому и Льву Толстому — оба на заброшенных городских территориях, где обитали бомжи и высились свалки, создав вокруг каждого памятника благоустроенный сквер.
Восстановление дачи, предпринятое пастырем Церкви, началось с освящения её фундамента и прилегающей территории. Горячо поддержавшая инициативу отца Андрея С.Е. Стрижнёва, с 1981 по 2012 гг. возглавлявшая Государственный музей В.В. Маяковского, подчёркивала символизм этого действа, изгоняющего духовную тьму, открывающего двери торжеству света, действию Христа — Солнца Правды: «Важно, чтобы свет солнца, который пронизывает не только этот сад, но и каждую строчку стихотворения Маяковского о его встрече с Солнцем, это тепло, эта любовь человеческая — остались здесь навсегда, а все ненужное, все дурное ушло без возврата».
В июле 2014 года восстановленная Дача Маяковского впервые распахнула свои двери для новых гостей. Жизнетворческий выбор поэта: «Светить всегда, светить везде — до дней последних донца, Светить — и никаких гвоздей! Вот лозунг мой – и солнца!», подхваченный священником-краеведом, стал девизом новой — возрожденной — жизни Дачи-музея. Вот уже десять лет здесь проходят просветительные и творческие встречи, вечера, семинары, собираются художники и писатели, краеведы и любители поэзии Маяковского, бывают школьники и студенты. В пространстве Дачи-музея и на обширной территории с расположенными на ней инсталляциями, устраиваются выставки, а на возрожденной сценической площадке — поэтические праздники и спектакли. Жизнь кипит, как кипела она при Маяковском. И каждое лето, в июле, здесь отмечают День рождения поэта, который в нынешнем году стал еще и первым юбилеем возрожденной Дачи.
20 июля в гости к Маяковскому нагрянули и исследователи его творчества, и современные поэты, и просто читатели. Среди них были те, кто бывал еще в стенах Библиотеки-музея, а теперь пришел поздравить возрожденный дом Маяковского с его первым юбилеем, и те, кто оказался здесь в первый раз. На открытой сцене звучали стихи Маяковского и авторские поэтические композиции, выступала команда Московской областной организации Союза писателей России, возглавляемая её председателем Сергеем Антиповым. Приветствуя открытие праздника, руководитель Маяковской группы ИМЛИ РАН В.Н. Терехина назвала Дачу-Музей в Пушкино настоящей «родиной Маяковского», а директор Государственного музея В.В. Маяковского Владимир Лисенко подчеркнул, что воссоздание Дачи-музея является настоящим актом подвижничества. Главный редактор журнала «Литературные знакомства» Лола Звонарева рассказала о том, как бывала на Акуловой горе еще в бытность Библиотеки-музея и пригласила отца Андрея Дударева сделать в альманахе подборку краеведческих материалов.
Пока на открытой сцене звучала поэзия, в помещении Дачи-музея проходил семинар «Маяковский продолжается…». Имлийцы В.Н. Терехина и В.П. Зименков представили вышедшие тома нового собрания сочинений поэта и рассказали о замысле этого масштабного издания, в котором впервые будут помещены не только тексты Маяковского, но и его художественные работы, в том числе лубки и знаменитые «Окна РОСТА», а краевед В.В. Панченков представил историю создания стихотворения «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», где поэт собеседует с Солнцем.
Собирая семинар, организаторы предложили его участникам ответить на вопрос, в чем феномен Владимира Маяковского, почему и сегодня его стихи врываются в нашу жизнь, как ураган, и как в XXI веке представлять его творчество. Но чем дольше шла научная встреча, тем очевиднее становилось, что ответ на эти вопросы дает сама Дача-музей, уникальное пространство, куда на встречу с поэтом может прийти каждый, вне зависимости от своего научного, общественного или культурного статуса. А то, как стихи Маяковского взрывают устоявшийся уклад повседневности, вырывая из инерционного, бескрылого существования, мастерски продемонстрировал своей декламацией протоиерей Андрей Дударев, глубоко чувствующий аксиологический вектор творчества поэта, его веру в человека.
На протяжении десяти лет экспозиция Дачи-музея не раз обновлялась. Сначала её центром был токарный станок — символ творческого труда Маяковского, с огромной внутренней силой вытачивавшего слова и образы, а веранда была покрыта плакатами окон РОСТА. Теперь в основе экспозиции – скульптуры сына поэта — Никиты Лавинского, переданные Даче-музею его дочерью, художницей Елизаветой Лавинской. Собирающиеся на террасе Дома Маяковского беседуют, читают стихи и пьют чай в окружении скульптурных портретов современников и друзей поэта, которые словно внимают происходящему из далеких 1920-х годов. А авторские экскурсии художника, многолетнего сподвижника отца Андрея, Андрея Гречи и его творческие работы, посвященные Маяковскому, не только вводят в мир идей, образов и событий жизни Маяковского, но и стирают временную дистанцию, помещая поэта в пространство возрождённой Дачи-музея, делая его в буквальном смысле слова современником ныне живущих.
Маяковский вступает в диалог с приходящими к нему в гости не только на коллажах Андрея Гречи. Вот уже почти 70 лет, с момента открытия Библиотеки-музея, он встречает их у самого входа. Недавно стало известно: автором памятника поэту, установленного в 1969 г. на территории Дачи-музея, является Никита Лавинский. И хотя памятник сам по себе не уникален, является тиражируемой скульптурой, экземпляры которой установлены и в других городах, отец Андрей Дударев относится к монументу, созданному руками сына отцу, с особым тщанием.
Философ Николай Федоров, говоря о воскресительном импульсе культуры, подчеркивал, что, укладывая умершего в землю, человек восстанавливает его в виде памятника. Так и Никита Лавинский, создавая скульптурный портрет Маяковского, творил сыновний долг поминовения. Этот долг сынов, лежащий в основе искусства, запечатлел художник Василий Чекрыгин, друг и собеседник поэта со времен Училища живописи, ваяния и зодчества, в серии рисунков к философско-эстетическому трактату «О Соборе Воскрешающего Музея».
Образ Чекрыгина в пространстве Дачи Маяковского занимает особое место. Часть музейной ограды покрыта его рисунками из серии «Воскрешение мертвых», создававшейся в Пушкино в последний год жизни художника. Чекрыгин трагически погиб 3 июня 1922 года, и отец Андрей считает финал поэмы «Про это», писавшейся в конце декабря 1922 г. – феврале 1923 г. с её «мастерской человечьих воскрешений» посмертным приношением ему.
В 2021 г. священнику удалось не просто установить место могилы Чекрыгина на снесённом Боголюбском кладбище, но и воссоздать её — подобно тому, как была воссоздана, воскрешена из праха и тлена Дача-музей Маяковского. В планах отца Андрея — соединить Дачу-музей поэта и место памяти художника мемориальной тропой, превратив их в единый историко-культурный комплекс. Тем более что Дача Маяковского в Пушкино официально является одним из пунктов федерального проекта «Дорога в Лавру» и для проходящих этот маршрут будет значимо посещение места памяти Чекрыгина, который начинал свою художественную биографию в иконописной школе, а в своём зрелом творчестве стремился к соединению традиции Возрождения с поэтикой русской иконы, подчёркивая, что «русская икона меняет мировоззрение».
Анастасия ГАЧЕВА