В Москве в Институте мировой литературы РАН прошли Кузнецовские чтения, давно ставшие традиционными. Первые состоялись на родине поэта, в Краснодаре. Они были приурочены к юбилею Юрия Поликарповича Кузнецова – 65-летию со дня рождения. Тема тринадцатой международной научно-практической конференции – «Родное и вселенское в творчестве Юрия Кузнецова». Она была организована Институтом Мировой литературы им. А.М.Горького, Союзом писателей России и еженедельником «Литературная Россия».
Конференцию открыл секретарь Союза писателей России Г.В.Иванов. В ней приняли участие литературоведы, критики, писатели из разных уголков страны и зарубежья – Л.А.Семенова (Москва), В.Д.Лютый (Воронеж), С.Г.Леонтьева (Нижний Новгород), О.В.Ланская (Липецк), Е.Ю.Третьякова (Краснодар), М.А.Кильдяшов (Оренбург) и другие. На конференции прошла презентация первого документального фильма о поэте «Юрий Кузнецов: взгляд с Востока». Его представила режиссер, кандидат филологических наук из Якутии Е.И.Избекова. Хочется надеяться, что эта работа якутских документалистов положила начало благому делу и за первой лентой последуют новые работы, посвященные поэту.
«Вселенское и родное не разделимы – все в одной общей тетради, все в одной строке. Единство вселенского и розного начал я назвал бы самым существенным в его поэзии. Сам поэт определил его как «равновесие света и мрака»… Появление поэта калибра Кузнецова так обусловил Гарсиа Лорка: «Поэзия может затронуть вселенские проблемы, если стих отважится встать на край бездны и приготовиться к схватке с вечностью. Юрий Кузнецов отважился. Потому что рано понял: «Все розное в мире – едино, Но только стихия творит». В стихии нашлось для него единство «розного» и «вселенского», что и отличает его поэзию даже от замечательных авторов», – так определил природу таланта Юрия Кузнецова Р.И.Винонен (Финляндия) в своем докладе на конференции.
Философскому осмыслению своего и чужого, родного и чуждого в поэтическом мире, социальному темпераменту, масштабности таланта Ю.Кузнецова был посвящен доклад В.Н. Шапошникова (Москва). Миф о высокомерии, коим пытаются объяснить не восторженные оценки поэта стихов, в том числе и известных, признанных авторов, развенчала в своем докладе ученица Юрия Поликарповича С. Г.Леонтьева, в свое время учившаяся на литературных курсах в его группе: «Юрия Поликарповича осаждали пишущие разного толка от малоспособных до способных и от талантов до откровенных графоманов… В чем-то Юрий Поликарпович был искренним, в чем-то настороженным. В чем-то преувеличенно неласковым. Но если честно это шло на пользу. Это дало мне панцирь такой толщины, что до сих пор он мне служит щитом…»
Состоялась также и презентация сборника «Юрий Кузнецов и литературный институт», изданного краснодарским издательством «Книга» по итогам научно-практических конференций 2017-2018 гг., посвященных творческому наследию выдающегося поэта конца ХХ – начала ХХI вв.
Традиционные кузнецовские чтения для нашего «непоэтического времени» – факт уникальный. На конференции часто звучали слова о том, что Кузнецов малоизвестный поэт для широкой публики. И это совсем не только потому, что молодежь день и ночь сидит в интернете. Ей элементарно недостает информированности, ориентира.
Когда-то газеты не только печатали стихи известных поэтов, но и работали с начинающими. В редакцию «Комсомольца Кубани», где я работала зав. отделом культуры, приходили десятки писем со стихами начинающих. Мы публиковали лучшие стихи, обзоры поэтической почты. А еще раньше там печатались стихи юного Юрия Кузнецова. И для любящих поэзию это было событием. Литобъединение при редакции вели известные писатели Юрий Абдашев, а позже Виктор Лихоносов. Нынче же, когда телеканалы «задавили все скромное и тихое на Руси, все вдумчивое» по словам В.Розанова, когда главными темами стали семейные разборки, скандалы, когда тиражи литизданий крохотные, интерес к поэзии все же есть.
Да, стихи сейчас не имеют большой читательской аудитории. Но при этом я вижу и реакцию читателей, молодых в том числе, на пронзительные, гениальные строки Юрия Кузнецова. На презентации книги Юрия Поликарповича на его родине в станице Ленинградской зал вставал и стоя слушал. Они впервые открывали для себя имя великого поэта-земляка. И в том не их вина. Издания книг Кузнецова на Кубани – редкость. А публикация статьи об изданном нашим издательством сборнике «Со страны начинаюсь», к которой были подверстаны три стихотворения Кузнецова, вызвала шквал звонков из разных уголков Кубани с просьбой прислать сборник. Одна из позвонивших нам женщин сказала: «Мне достаточно трех стихотворений, чтобы понять какого высочайшего уровня его стихи». Поэтому, на мой взгляд, популяризация творчества Кузнецова, как и творчества других истинно талантливых поэтов, прозаиков, – это важнейшая задача.
В следующем году Кузнецовские чтения также пройдут в Москве. Названа и тема международной научно-практической конференции в 2020 году – «Ю.П.Кузнецов и победа».
Татьяна ВАСИЛЕВСКАЯ