
13 апреля в Санкт-Петербурге, в день рождения поэта Евгения Мякишева (1964-2023), были подведены итоги нового сезона премии, созданной в память о нем. В этом году в оргкомитет поступило 511 заявок. В длинный список отобрались 45, а в короткий – 18 поэтов. Лучших сначала определяло литературное жюри (Всеволод Емелин, Дмитрий Плахов, Роман Ненашев, Евгений Орлов, Сергей Пагын, Игорь Касько, Наташа Романова, Вадим Пугач и др.), а затем издательское жюри, в которое вошли, к примеру, Борис Бартфельд, Михаил Гундарин, Михаил Богатов, Александр Переверзин, Евгений Минин, Михаил Сапего… Обе судейские коллегии – с правом решающего голоса – возглавил известный поэт Геннадий Калашников (Москва).
Программу вечера открыло стихотворение Мякишева «Весна» в исполнении главы оргкомитета прЕМЪии Севы Гуревича. Далее Гуревич, выступивший в роли ведущего, известил о том, что таллинский композитор Владимир Джумков в свое время записал 20 треков на мякишевские произведения, часть из которых прозвучали в ходе церемонии. Приятным сюрпризом стало выступление победительницы первого сезона прЕМЪии Екатерины Вольховской из Ростова-на-Дону.
Имена вошедших в шорт-лист нынешнего года были объявлены 13 апреля. Среди них оказались такие известные авторы, как Константин Комаров и Елена Уварова. В коротких списках обоих сезонов премии – пятеро: Евгений Дьяконов, Ксения Август, Андрей Сенов, Сергей Адамский и Нина Савушкина.
Спецпризами второго сезона отмечены Андрей Баранов, Владимир Смирнов, Борис Брук и Виктория Албегова. Наибольшее число голосов издательского жюри в шорт-листе набрали две поэтессы: Анна Подкорытова (Санкт-Петербург) и Ульяна Савина (Екатеринбург). В связи с тем, что председатель жюри проголосовал за Анну, победительницей стала петербурженка. В этом году у нее будет издан авторский сборник. Еще одна награда – творческая командировка в Калининград.
– Работаю репетитором по русскому языку. Пишу стихи с 7 лет. Когда жила в Челябинске, общалась с поэтом и культуртрегером Ниной Александровной Ягодинцевой, она дала мне немало важных советов. Публикуюсь мало – надеюсь, скоро выйдет подборка в журнале «Аврора». Благодарю организаторов премии и членов жюри за высокую оценку моего творчества! – заявила Анна Подкорытова.
Анна прислала в оргкомитет стихотворение «Письмо из Простоквашино». Литературное жюри поставило его на первое место в лонг-листе. Член литжюри, поэт и филолог из Кишинева Ирина Ремизова свидетельствует:
– Любимые книги и фильмы всегда хочется продолжить, заглянуть за упавший в финале занавес, дождаться секретной сцены за титрами. Или стереть черту, разделяющую художественный вымысел с хэппи-эндом и реальность, породившую этот вымысел. «Письмо из Простоквашино» – пример такого перехода. Первое, на что обращаешь внимание, – логаэдический ритм и очень простой синтаксис. И лишь ближе к финалу раскрывается смысл выбора такой формы – а ведь и правда напоминает лай. Письмо Матроскина адресовано «на небо Шарику»… Да, собачий век короче кошачьего. И мультяшная простоквашинская идиллия, выйдя за рамку телеэкрана, как некогда мама дяди Фёдора, превращается в «жизнь, какова она есть». Отличный выбор формы для такого содержания. Кстати, в мультфильме письмо родителям дяди Фёдора писали поочерёдно все обитатели деревенского домика, что создавало комический игровой эффект. Здесь же автор один – и впечатление совсем иное.
Поэт Геннадий Калашников отметил:
– По правилам премии, все авторы скрывались под номерами и оставались для жюри и обозревателей анонимными. Конечно, все конкурсы – отчасти лотерея. И тот, кто не занял первого места, все равно остается равен самому себе и не бросит писать стихи. Выбирая лучших, я ориентировался на свободное дыхание авторов, умелое обращение с материалом. Особо отмечу творческую удачу Елены Уваровой, приславшую в этом году, как выяснилось, стихотворение «Крысолов», Елена молодец, уверенно наращивает поэтическое мастерство. Вообще, трудное это дело – работать в жюри стихотворного конкурса. Отбираешь стихи одного участника, второго, третьего… А потом появляется, допустим, пятьдесят шестой и семьдесят третий, и думаешь – они же лучше уже отобранных. Начинаешь сызнова перечитывать, сравнивать и, наконец, с большими сомнениями выбираешь окончательно. В данном конкурсе все было именно так. Состав участников – сильный, пестрый, но уровень был вполне приличный. Думается, имя Евгения Мякишева предполагало некий эпатаж, агрессивно-наступательную поэтику, но участники второго сезона не опускались до эпатажа ради эпатажа, до сомнительных лексических экспрессий.
Сева Гуревич, друг Евгения Мякишева, подчеркнул:
– Мы считаем, что лучший способ почтить память поэта, это продлить память о его творчестве. В данном случае – через нашу поэтическую премию, которая, мы надеемся, имеет шанс стать регулярной и которая, также очень надеемся, будет вносить свой вклад в общее поэтическое дело.
Юрий ТАТАРЕНКО