Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Новости
  3. 31 марта 2022 г.
Юбилей

Вызывать сострадание, бороться с равнодушием

К 200-летию Дмитрия ГРИГОРОВИЧА. Эссе Александра БАЛТИНА.

31 марта 2022

Он начал слабо, бледно, безлико; знакомство с Некрасовым оказалось тем поворотным моментом в жизни Григоровича, что делает судьбу, открывая человеку – его самого; коллективное произведение трех авторов: Григоровича, Достоевского и Некрасова «Как опасно предаваться честолюбивым снам», появившееся в альманахе «1 апреля» – скорее фарс, где события разворачиваются быстро, как в кинематографе, еще не существовавшем тогда…

…чиновник, вынырнувший из счастливого сна, бежит за вором, тщившимся похитить столовое серебро, не догоняет его, но на улице встречает своего начальника, слишком удивленного растрепанным видом подчиненного…

Все наслаивается и дальше (странная тень «Двойника» мерцает за бортами бурлеска…).

Как бы там ни было, но мощнейшее облучение Некрасова и Достоевского, шедшее на Григоровича, заставило его, в сущности плохо знавшего деревенскую тему, приняться за большую повесть, давшую ему изрядное литературное имя.

«Деревня»…

Сколь много правды, горестей, слез связано с понятием этим в пантеоне русской жизни!

Гуща крепостной крестьянской бездны: жизни, возведенной в квадрат несправедливости; скотница, прямо на скотном дворе рожающая дочь, умирает: уже начало трагично.

Девочка, растущая среди ругани и побоев, в мире, где исключаются ласка и любовь…

Наждачный реализм, проходящий прямо по сердцу; новый этап критического: единственного верного в то время, заставляющего читателя думать – так ли устроен социум, предлагающий такие варианты бытования на земле.

Тургенев – с «Записками охотника» считавшийся зачинателем крестьянской темы, засвидетельствовал приоритет Григоровича.

Затем последовал «Антон-Горемыка», о котором мощно отозвались Белинский и Герцен, находившийся в эмиграции; крестьянская тема расширялась – как увеличивалась боль, вложенная в нее; но Белинский отмечал и необыкновенную трогательность повести.

Действительно – в ней была особая теплота, и даже нежность: к описываемому персонажу.

«Гуттаперчивый мальчик» пишется уже после раскола «Современника», из которого Григорович уходит с Тургеневым; пишется схожими красками, смыслово бликующими несколько иначе; но – снова боль, вновь трагедия, и красная нить сострадания, прошивающая повесть, вибрирует раскаленным металлом.

Собственно, в этом одна из коренных сил Григоровича: вызывать сострадание, бороться с равнодушием, не давать жиру самодовольства затягивать души.

И то, как он прилагал эту силу к своим лучшим произведением, действует и сегодня, когда социум настолько далек от сострадания и совести, что даже не верится в…эту удаленность.

 

Александр БАЛТИН


Тэги: Память ЛГ Online Дмитрий Григорович
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Когда я был маленьким, была блокада...

    03.05.2024
  • Памяти Владимира Павловича Смирнова

    11.02.2024
  • «Это нужно — не мёртвым! Это надо — живым!»

    04.09.2023
  • Отец «Ну, погоди!»

    06.07.2023
  • 46 звёзд на фюзеляже

    21.06.2023
  • Летний поэт Жуковский

    346 голосов
  • Когда пришел на поле он…

    290 голосов
  • Романовы были русскими

    263 голосов
  • Мы в Telegram

    235 голосов
  • Рефлексия начнется завтра

    226 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS