Юрий Коваленко, собкор «ЛГ», Париж
В Париже на 93 м году ушёл из жизни выдающийся российский художник и график Эрик Булатов. О его кончине собкору «ЛГ» сообщила его вдова Наташа Булатова.
«С самого раннего детства, примерно лет с шести, я знал, что должен стать художником, – писал художник в автобиографии «Эрик Булатов рассказывает», – начал свой путь и сохранил верность призванию на всю жизнь. Я жил искусством, страдал, мучился. Не всегда получалось то, что я хотел выразить, когда рисовал. Я ошибался и падал, сбивался с пути, но упрямо выбирался на свою дорогу и прошёл её до конца, насколько мог, насколько хватило внутренних возможностей, способностей и сил».
Его ангелом-хранителем до последнего дыхания оставалась жена Наташа, с которой он никогда не расставался. «Самое главное в моей жизни то, что я женился на Наташе, – рассказывал он в интервью «ЛГ». – Она моё счастье, моя счастливая судьба и звезда».
Эрик Булатов родился в Свердловске 5 сентября 1933 года. Вскоре семья перебралась в Москву. Отец, батальонный комиссар, погиб на фронте, а его семья была эвакуирована вначале в Саратов, а затем в Свердловск.
В 1958 году Булатов с отличием окончил Московский художественный институт имени В.И.Сурикова. В течение трёх десятилетий он вместе со своим единомышленником и другом Олегом Васильевым оформлял книги в «Детгизе» и «Малыше». Широкую известность на Западе ему принесла в одночасье первая в его жизни персональная выставка. Она прошла в 1988 году в Цюрихе, а затем была показана в разных европейских городах, в частности в Центре Помпиду в Париже.
Постепенно великого мастера открывали и в России – ретроспективы в Третьяковке, в Государственном Русском музее и в других культурных институциях и галереях вызвали огромный интерес и, чем особенно гордился Эрик Владимирович, – у нашей молодёжи. Его избрали почётным членом Российской академии художеств.
Гигантскую стену металлургического завода в городе Выксе Нижегородской области (длиной 110 метров) он украсил муралом из двух своих работ – «Стой и иди» и «Амбар в Нормандии». Эрик Владимирович участвовал в таких масштабных выставках, как «Россия!» в Нью-Йорке и «Контрапункт: современное русское искусство» в Лувре.
Хрестоматийные полотна художника – «Живу – вижу», «Горизонт», «Лувр. Джоконда», «Картина и зрители». Его картина «Libertй», посвящённая Французской революции, вошла во французские школьные учебники. В последние годы он стал самым дорогим из живущих российских художников. А было время, когда советское Министерство культуры на булатовские работы ставило штамп: «Разрешено к вывозу. Художественной ценности не имеет».
Последние три десятилетия Эрик Владимирович жил и работал в Париже, но постоянно приезжал в Россию, называл Москву своим городом, себя, цитируя Окуджаву, «дворянином арбатского двора». «Чем дальше, тем больше я осознаю себя русским художником», – говорил он. Общим делом всех наших художников считал утверждение русского искусства как равноправного в ряду европейских.
Художник очень переживал «отмену» русской культуры на Западе. «Я это почувствовал на себе, – рассказывал Эрик Владимирович «ЛГ». – Из Центра Помпиду в Париже убрали две мои картины, которые в своё время приобрели. Теперь в постоянной экспозиции вообще никого нет из современных российских художников. Всё это очень горько. Это результат того, что на смену фашистскому антисемитизму на Западе пришёл фашизм антирусский… Русских пытаются отовсюду изгнать, воспитать к ним ненависть».
Человек широко образованный, прекрасно знающий русскую литературу, Булатов главной книгой жизни называл «Войну и мир», а своим героем – Андрея Болконского. Одним из его самых любимых поэтов ещё со школьной скамьи стал Александр Блок, строки которого «Чёрный вечер. Белый снег.» запечатлены на одной из его знаковых картин.
«Я абсолютно убеждён в том, что смерть – это не конец, – говорил художник в интервью «ЛГ» накануне своего 90 летия. – Никто не расскажет, что случится потом. Значит, и мне ещё откроется эта великая тайна».