16 октября 2021 года исполняется 60 лет со дня рождения выдающегося советского писателя-фантаста Светланы Кадыркуловны Касымкуловой (1961-2018).
Писательская биография Касымкуловой совершенно уникальна. Свое главное произведения она написала в возрасте... тринадцати лет. А когда автору исполнилось шестнадцать, его опубликовала в нескольких номерах «Пионерская правда». Повесть «Яната», написанная их сверстницей, вызвала бурную реакцию у юных читателей. В редакцию «Пионерской правды» косяком пошли письма. Читатели восхищались повестью, но решительно не принимали ее конец: гибель главной героини. Авторы некоторых писем даже сочиняли новые концовки повести, в которых героиня оставалась в живых и даже воскресала после смерти.
В седьмом классе некоей школы появилась новая ученица Таня Волкова. И двое мальчиков, увлекающиеся астрономией и научной фантастикой случайно узнают, что Таня – разведчица-инопланетянка, выполняющая на Земле важное задание. И зовут ее не Таня, а Яната (то есть, Таня наоборот). Конец повести трагичен: Яната гибнет, ценой своей жизни спасая Земное Человечество от космической агрессии.
Светлана решительно отказывалась написать новую концовку повести, в которой героиня оставалась бы в живых. Зато это сделал выдающийся писатель-фантаст Кир Булычев (Игорь Всеволодович Можейко) (1934-2003), написавший свой вариант повести. Он заменил Янату на свой фирменный персонаж, девочку из Будущего Алису Селезневу и смягчил остроту конфликта. В конце книги живая и невредимая Алиса с помощью Машины Времени возвращается домой в конец XXI века.
Так появилась повесть Кира Булычева «Сто лет тому вперед», опубликованная в 1978 году и тепло встреченная читателями. Поставленный по этой повести пятисерийный телевизионный фильм, впервые показанный по телевизору в марте 1985 года, имел совершенно сверхестественный успех. Испонительница главной роли московская школьница Наташа Гусева стала чуть ли не одним из символов Советского Союза. Девочка явно заслужила Ленинскую премию в области искусства, которую ей, однако, не дали. Двадцать лет спустя, в 2007 году, был проведен интернет-опрос, участникам которого было предложено назвать самую любимую советскую киноактрису. Гусева оказалась вне конкуренции.
Нет никаких признаков наличия у нее сколь-нибудь значительного актерского дарования. Судя по всему, она не умела перевоплощаться и была способна сыграть одну-единственную роль – роль Наташи Гусевой. Что и сделала в «Гостье из Будущего». Поэтому в глазах зрителей актриса и созданный ею образ полностью слились.
Наташа явно тяготилась свалившейся на нее славой. Девочка любила природу, книги, узкий круг друзей. И не любила быть в центре внимания. Что для современных барышень не вполне характерно. Кинематографическая карьера не интересовала Наташу Гусеву: она с детства увлекалась биологией и стала специалистом-микробиологом. Судя по всему, она вполне довольна жизнью и самодостаточна.
Вершиной фильма «Гостья из Будущего» стала заключительная сцена. Грязный московский подвал со старым шкафом, в котором спрятана Машина Времени. И стайка детей, пришедших проводить свою подружку домой – в конец XXI века. Перед расставанием Алиса предсказывает своим друзьям их будущую судьбу. И, как мы теперь хорошо понимаем, говорит неправду, не желая их огорчать. А затем из открывшейся двери шкафа появляется яркий «неземной» белый свет, звучит «неземная» музыка. Алиса входит в открытую дверь, улыбается на прощание своим друзьям и дверь шкафа медленно закрывается.
Но вернемся к «Янате», которая явно была первым вариантом «Гостьи из Будущего». Судя по всему, Светлана Касымкулова не планировала публиковать повесть. Об этом свидетельствует наличие некоторых деталей, делающих совершенно невозможной такую публикацию в СССР. Так, героиня принципиально отказывается принимать участие в добровольно-принудительном субботнике. По сравнению с этим отказ Алисы Селезневой вставать при ответе выглядит в высшей степени невинно. Очень непочтительно изображена и работа пионерской организации. Чего стоит одна только фраза «Собирай металлолом, витаминов много в нем!». Но, тем не менее, «Яната» была напечатана, и не где-нибудь, а в «Пионерской правде». И без купюр. Прямо скажем, в 1977 году для публикации такого произведения нужно было получить хотя бы устное указание кого-то из высших советских руководителей, рангом не ниже члена Политбюро ЦК КПСС...
Между девочкой из далекой Киргизии и высшим партийным руководством должно было существовать какое-то промежуточное звено. И это звено легко вычисляется.
В 1960 – 1970-х годах Киргизская ССР переживала подъем в искусстве. В литературе и и не только появились и проявили себя такие крупные фигуры, как писатель Чингиз Айтматов (1928-2008), театральный режиссер Искандер Рыскулов (1941-2002), кинорежиссеры Болотбек Шамшиев (1941-2019) и Толомуш Океев (1935-2001), певец Булат Минджикиев (1940-1997), скульптор Тургунбай Садыков (род. 1935) и другие. Этот взлет получил название «киргизского чуда».
Главным архитектором киргизского чуда была министр культуры республики и член бюро республиканской Компартии Кулийпа Кондучалова (1920-2013). Ее часто называют киргизской Фурцевой.
Кондучалова лично отслеживала всех талантливых детей в республике и вполне могла заметить Светлану Касымкулову с ее пробой пера. И вот 25 ноября 1977 года «Пионерская правда» начала печатать «Янату». А в 1978 году в Киргизии была издана книга Светланы Касымкуловой, включающая в себя повесть «Яната» и научно-фантастические рассказы.
Однако профессиональной писательницей Светлана так и не стала. Зато она стала искусствоведом, долгие годы работала в Третьяковской галерее и внесла большой вклад в пропаганду культуры народов России.
Сергей БАГОЦКИЙ