Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Новости
  3. 16 октября 2021 г.

Юная писательница

16 октября исполнилось бы 60 лет забытому советскому фантасту Светлане КАСЫМКУЛОВОЙ. Размышления Сергея БАГОЦКОГО.

16 октября 2021

16 октября 2021 года исполняется 60 лет со дня рождения выдающегося советского писателя-фантаста Светланы Кадыркуловны Касымкуловой (1961-2018).

Писательская биография Касымкуловой совершенно уникальна. Свое главное произведения она написала в возрасте... тринадцати лет. А когда автору исполнилось шестнадцать, его опубликовала в нескольких номерах «Пионерская правда». Повесть «Яната», написанная их сверстницей, вызвала бурную реакцию у юных читателей. В редакцию «Пионерской правды» косяком пошли письма. Читатели восхищались повестью, но решительно не принимали ее конец: гибель главной героини. Авторы некоторых писем даже сочиняли новые концовки повести, в которых героиня оставалась в живых и даже воскресала после смерти.

В седьмом классе некоей школы появилась новая ученица Таня Волкова. И двое мальчиков, увлекающиеся астрономией и научной фантастикой случайно узнают, что Таня – разведчица-инопланетянка, выполняющая на Земле важное задание. И зовут ее не Таня, а Яната (то есть, Таня наоборот). Конец повести трагичен: Яната гибнет, ценой своей жизни спасая Земное Человечество от космической агрессии.

Светлана решительно отказывалась написать новую концовку повести, в которой героиня оставалась бы в живых. Зато это сделал выдающийся писатель-фантаст Кир Булычев (Игорь Всеволодович Можейко) (1934-2003), написавший свой вариант повести. Он заменил Янату на свой фирменный персонаж, девочку из Будущего Алису Селезневу и смягчил остроту конфликта. В конце книги живая и невредимая Алиса с помощью Машины Времени возвращается домой в конец XXI века.

Так появилась повесть Кира Булычева «Сто лет тому вперед», опубликованная в 1978 году и тепло встреченная читателями. Поставленный по этой повести пятисерийный телевизионный фильм, впервые показанный по телевизору в марте 1985 года, имел совершенно сверхестественный успех. Испонительница главной роли московская школьница Наташа Гусева стала чуть ли не одним из символов Советского Союза. Девочка явно заслужила Ленинскую премию в области искусства, которую ей, однако, не дали. Двадцать лет спустя, в 2007 году, был проведен интернет-опрос, участникам которого было предложено назвать самую любимую советскую киноактрису. Гусева оказалась вне конкуренции.

Нет никаких признаков наличия у нее сколь-нибудь значительного актерского дарования. Судя по всему, она не умела перевоплощаться и была способна сыграть одну-единственную роль – роль Наташи Гусевой. Что и сделала в «Гостье из Будущего». Поэтому в глазах зрителей актриса и созданный ею образ полностью слились.

Наташа явно тяготилась свалившейся на нее славой. Девочка любила природу, книги, узкий круг друзей. И не любила быть в центре внимания. Что для современных барышень не вполне характерно. Кинематографическая карьера не интересовала Наташу Гусеву: она с детства увлекалась биологией и стала специалистом-микробиологом. Судя по всему, она вполне довольна жизнью и самодостаточна.

Вершиной фильма «Гостья из Будущего» стала заключительная сцена. Грязный московский подвал со старым шкафом, в котором спрятана Машина Времени. И стайка детей, пришедших проводить свою подружку домой – в конец XXI века. Перед расставанием Алиса предсказывает своим друзьям их будущую судьбу. И, как мы теперь хорошо понимаем, говорит неправду, не желая их огорчать. А затем из открывшейся двери шкафа появляется яркий «неземной» белый свет, звучит «неземная» музыка. Алиса входит в открытую дверь, улыбается на прощание своим друзьям и дверь шкафа медленно закрывается.

Но вернемся к «Янате», которая явно была первым вариантом «Гостьи из Будущего». Судя по всему, Светлана Касымкулова не планировала публиковать повесть. Об этом свидетельствует наличие некоторых деталей, делающих совершенно невозможной такую публикацию в СССР. Так, героиня принципиально отказывается принимать участие в добровольно-принудительном субботнике. По сравнению с этим отказ Алисы Селезневой вставать при ответе выглядит в высшей степени невинно. Очень непочтительно изображена и работа пионерской организации. Чего стоит одна только фраза «Собирай металлолом, витаминов много в нем!». Но, тем не менее, «Яната» была напечатана, и не где-нибудь, а в «Пионерской правде». И без купюр. Прямо скажем, в 1977 году для публикации такого произведения нужно было получить хотя бы устное указание кого-то из высших советских руководителей, рангом не ниже члена Политбюро ЦК КПСС...

Между девочкой из далекой Киргизии и высшим партийным руководством должно было существовать какое-то промежуточное звено. И это звено легко вычисляется.

В 1960 – 1970-х годах Киргизская ССР переживала подъем в искусстве. В литературе и и не только появились и проявили себя такие крупные фигуры, как писатель Чингиз Айтматов (1928-2008), театральный режиссер Искандер Рыскулов (1941-2002), кинорежиссеры Болотбек Шамшиев (1941-2019) и Толомуш Океев (1935-2001), певец Булат Минджикиев (1940-1997), скульптор Тургунбай Садыков (род. 1935) и другие. Этот взлет получил название «киргизского чуда».

Главным архитектором киргизского чуда была министр культуры республики и член бюро республиканской Компартии Кулийпа Кондучалова (1920-2013). Ее часто называют киргизской Фурцевой.

Кондучалова лично отслеживала всех талантливых детей в республике и вполне могла заметить Светлану Касымкулову с ее пробой пера. И вот 25 ноября 1977 года «Пионерская правда» начала печатать «Янату». А в 1978 году в Киргизии была издана книга Светланы Касымкуловой, включающая в себя повесть «Яната» и научно-фантастические рассказы.

Однако профессиональной писательницей Светлана так и не стала. Зато она стала искусствоведом, долгие годы работала в Третьяковской галерее и внесла большой вклад в пропаганду культуры народов России.

 

Сергей БАГОЦКИЙ


Тэги: Спецформат Фантастика Повесть
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Американцы «Задачу трёх тел» решили лучше китайцев…

    13.09.2024
  • Солнечная система – прощай

    04.05.2023
  • Зерна человечности в лодке осени

    28.11.2022
  • Памяти мастера

    24.11.2022
  • Сургутский дубль драматурга Чураевой

    21.11.2022
  • Неудобная правда: лучше поздно, чем никогда?

    31248 голосов
  • «Пятна» на сочинском солнце

    15317 голосов
  • Если б сочинской Олимпиады не было, или «Плюсы» для «минусов»

    5504 голосов
  • Пламя Игр-2014: грезы и реальность

    4054 голосов
  • Какая без балета жизнь?!

    1275 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS