Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Новости
  3. 21 марта 2021 г.

Замороженная любовь

О новом фильме Ренаты Литвиновой размышляет Денир КУРБАНДЖАНОВ.

21 марта 2021

Мне всегда казалось, что интеграция театра и кинематографа – гиблое дело. Даже у Ингмара Бергмана в его последнем шедевре «Фанни и Александр» театральность явно конфликтует со зрительным образом, и лишь телевизионная, сериальная форма картины позволила направить две эти несовместимые стихии в единое русло. Кино и театр имеют под собой разный эстетический фундамент: кино – это совокупность образов, образов-перцепций, образов-движений, а театр – это прямое действие, реализация драматургии.

Ренате Литвиновой всегда удавалось создавать кино, каким бы оно у нее ни получалось. Уже в дебютном художественном фильме «Богиня: Как я полюбила», она сформировала свой уникальный, фантасмагорический киноязык, который прослеживается даже в клипах Земфиры и группы «Агата Кристи». Пусть он слишком свободный, где-то недостаточно точный, не лишенный пробелов, но это – выработанный авторский почерк, за которым интересно наблюдать.

В новой ленте «Северный ветер» Литвинова попыталась экранизировать собственную одноименную пьесу о великом матриархате: женском клане, правящим на территории мифических Северных полей. Комментируя свой фильм, Литвинова отметила, что экранизация значительно отличается от пьесы, а на этапе съемок она даже планировала изменить название картины, чтобы пресечь очевидные ассоциации. Вполне возможно, что сюжетно «Северный ветер» действительно разнится со своим первоисточником, но визуально, к сожалению, он представляет собой всю ту же поставленную на сцене пьесу с условным вакуумным миром театра, где не нашлось места ярким кинематографическим образам.

Удивительно, но вялотекущему двухчасовому зрелищу с пышными декорациями и уникальным дизайном костюмов не хватило именно кино, потому что большая часть фильма – это буквально снятая на камеру театральная постановка, где актеры утрированно и напыщенно произносят заученные реплики, намеренно громко ходят, кричат и шумят, чтобы заполнить театральную пустоту. Сказочная помпезность не выглядит впечатляющей, а огромное количество важных персонажей с экзотическими именами так и остаются нераскрытыми, безжизненными манекенами.

Экранизация пьесы – довольно трудная художественная задача. При создании кино, пьеса должна радикально трансформироваться в нечто иное, непохожее на спектакль. Можно вспомнить прекрасные примеры таких трансформаций: «Веревка» Хичкока, «Горький слезы Петры фон Кант» Фассбиндера, «Иван Васильевич меняет профессию» Гайдая и другие. В них создан композиционно цельный и самобытный мир, где для реализации идей используются кинематографические инструменты в противовес театральным.

Структура же фантастического мира «Северного ветра» напоминает разрозненные, не имеющие концептуальной связи акты, которые не встают в общий ход разворачиваемой пьесы. Смазанный финал, сделанный, кстати, наиболее кинематографично, окончательно рушит композицию и позволяет трактовать события как сон, явившийся Ренате Литвиновой в пустом вагоне метро. Эпилог картины, конечно, не задумывался именно таким, но схожий вывод делает и Дмитрий Быков в разговоре о «Северном ветре» с самим режиссером.

От такой трактовки повисает в воздухе главная тема фильма, которая тянется через все работы режиссера – любовь, как смысл жизни, как ответ на человеческую ограниченность и смертность. Если в прошлых зарисовках собственного безумия Ренате Литвиновой удавалось, хотя и интуитивно, но затронуть тему любви, то в «Северном ветре» любовь осталась замороженной, погребенной под столетними сугробами театральных нелепостей.

 

Денир КУРБАНДЖАНОВ


Тэги: Спецформат Фильм Пьеса Постановка Рената Литвинова Северный ветер
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Небалабановские братья

    12.04.2025
  • Есть такая партия!

    10.04.2025
  • Ненависть на аутсорсе

    02.04.2025
  • Курс на патриотизм

    27.03.2025
  • Оригинальная вторичность

    22.02.2025
  • Неудобная правда: лучше поздно, чем никогда?

    31248 голосов
  • «Пятна» на сочинском солнце

    15317 голосов
  • Если б сочинской Олимпиады не было, или «Плюсы» для «минусов»

    5504 голосов
  • Пламя Игр-2014: грезы и реальность

    4054 голосов
  • Какая без балета жизнь?!

    1275 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS