В Государственном центральном музее современной истории России в рамках выставки «Век Тихого Дона» прошла творческая встреча студентов-театралов с создателями сериала «Тихий Дон» — режиссером Сергеем Урсуляком и народным артистом Евгением Ткачуком.
Во встрече приняли участие внук писателя, депутат Госдумы Александр Шолохов и директор Департамента музеев Минкультуры Елена Харламова. Речь шла о произведении, которое, будучи написанным сто лет назад, продолжает и сегодня волновать умы и сердца, рассказали организаторы, сообщает газета «Культура».
«Не прошло 100 лет, и на территории Войска Донского потомки, внуки, а чаще уже правнуки тех людей, которые сходились в этих полях в братоубийственной гражданской войне в начале прошлого века, сходятся там сегодня, — посетовал Александр Шолохов. — История научила нас только тому, что она никого ничему не научила».
Депутат отметил, что совпадение съемок сериала 2014 года с реальными событиями — это горькая случайность, доказывающая провидческий дар Шолохова. «Мы этому предостережению не вняли, и тем более внимательно сейчас нужно вчитываться в то, что он говорил», — призвал Шолохов. По его словам, сегодня с новой силой звучит не только роман, но и военная публицистика писателя, где «те же географические пункты, за которые сейчас идут бои».
Сергей Урсуляк рассказал, что замысел фильма родился из встречи с донской природой, ставшей для него одним из главных персонажей.
«Я не очень люблю цветное кино... но тут я ехал на выбор натуры... закат и солнце, которых я еще не видел. И тогда я понял, что картина будет цветной», — поделился режиссер.
Отвечая на вопрос о предыдущих экранизациях, режиссер занял принципиальную позицию: «Никакого соревнования не было. Нужно быть очень глупым человеком, чтобы соревноваться в искусстве». Для него экранизация — это способ вернуть роман в живой культурный оборот. «Нужно каждые 10-15-20 лет экранизировать великие произведения... Они должны быть живыми», — убежден Урсуляк.
Еще одной волнующей темой вечера стал утраченный язык шолоховских казаков.
«Это удивительнейший язык... Казак никогда не сказал бы «изолента синяя». Он сказал бы «синяя, как небушко», — констатировал Александр Шолохов. Он пояснил, что магия прозы его деда — в ее осязаемости, рожденной этим образным строем мысли, который сегодня почти утерян.
Итог встречи подвел Александр Шолохов, процитировав английского критика: «Русская литература — это от Достоевского до Шолохова. У Достоевского гибнет один человек, а кажется, что рушится мир. А у Шолохова рушится мир, но остается впечатление, что жизнь еще впереди».