Горькие заметки сельского инженера
По дороге неровной, по тракту ли,
Всё равно нам с тобой по пути!
Прокати нас, Петруша, на тракторе,
До околицы нас прокати!
1929 г.
Темпы роста технического прогресса убыстряются. Новые изделия морально стареют раньше своего физического износа. Сегодня это норма жизни. Ремонт сменился только лёгкой и быстрой сменой узлов или их блоков.
А что в сельскохозяйственном производстве?
Социальная революция в нашей стране почти совпала по времени с технологической в мировом сельском хозяйстве. На стыке 20–30-х годов минувшего столетия, когда началось колхозно-совхозное развитие, перед страной возникла проблема её механизации. До начала Первой мировой войны в России насчитывалось около 38 миллионов лошадей. В войну и революцию их погибло около половины. И хотя поголовье было частично восстановлено, изменились взгляды на развитие сельскохозяйственного производства. И в нищей, полуразрушенной, окружённой врагами стране началось создание Всесоюзной инженерно-технической службы сельского хозяйства. Эти инженерные мощности получили название машинно-тракторных станций (МТС).
Можно только (да и нужно!) дивиться тому, как в 1928 году в Одесской области на базе тракторного отряда совхоза была создана первая МТС. А уже к 1932 году, невзирая на трагический недород предыдущего года, их насчитывалось 2446. И даже в годы Великой Отечественной войны их численность возрастала. Ко времени реформации МТС (1956 год) их было уже 8742.
Однако МТС – это не только государственное сельскохозяйственное предприятие, это и гигантская школа подготовки кадров механизаторов из вчерашних конюхов-извозчиков, это ещё и университет технологических знаний, внедрение первых научных основ земледелия.
По-разному оценивали торопливое хрущёвское реформирование МТС, но послехрущёвское создание полноценной инженерно-технической службы – общесоюзной, республиканской, областной и районной – великое достижение нашей страны. «Сельхозтехника» пронизала всё производство отрасли. Районные объединения обслуживали все предприятия территории всеми видами технического сервиса: снабжение, техническое обслуживание, ремонт и другие. Многие районные предприятия по технической оснащённости не уступали городским заводам. Кроме того, была система отдельных заводов капитального ремонта. Их распределение по области курировалось ГОСНИТИ – тогда это был единственный в мире научно-исследовательский институт технического обслуживания и ремонта сельскохозяйственной техники. Когда впервые делегация советского Минсельхоза по обмену опытом приехала в Англию, им понравилась тамошняя организация ремонта, и они решили её купить. На что англичане заявили, что взяли её из научных отчётов ГОСНИТИ. И бесплатно…
После августа 91-го началось разорение инженерной службы российского села, «Сельхозтехники», колхозов, совхозов – ликвидация стационарных мощностей, уход рабочих, механизаторов, техников, инженеров. В феврале 2007 года в Самарской сельскохозяйственной академии состоялась встреча учёных с министром сельского хозяйства РФ. Он мне ответил примерно так: пока он министр, его ведомство заниматься инженерно-технической службой отрасли не будет. Мои сомнения в обречённости российского села отпали…
Увядание производства и развал его инженерно-технической службы пагубно отразилось на тракторо- и сельхозмашиностроении. В конце 90-х в РСФСР производилось около 214 000 тракторов в год.
В 2013 году в России произведено 12 396 тракторов, или в 17 раз меньше, чем в РСФСР.
Ежегодно осенью на базе Поволжской машиноиспытательной станции в посёлке Усть-Кинельском проходит зональная сельскохозяйственная выставка-ярмарка, где демонстрируется и техника. В 2014 году Беларусь выставила среди других машин новые комбайн, тракторы, в том числе уникальный гусеничный. Россия выставила только трактор «Кировец». Его производство началось в 1962 году.
К 2014 году в тракторном ассортименте нашей страны кроме машины, созданной конструктором ещё военных лет, выставлять было нечего. Зато в России, как в слаборазвитой стране, налажена только сборка тракторов Минского тракторного завода. Аналогично положение и в сельхозмашиностроении. На сколько лет мы отброшены назад?
Ныне машинно-тракторный парк формируется по случайному принципу, отсюда технический абсурд: избыточная многомарочность при недостатке машин. Многомарочность создаёт проблемы с нехваткой ходовых запасных частей и их долгое ожидание из дальних закордонных пределов. На упомянутой выставке меня привлекла сеялка, выставленная Сызраньсельмашем. Мой восторг пресёк один из сопровождавших её – сеялка из Австралии….
Должно быть возвращение государственного участия в свершении судеб российского села. Уровнять продовольственную безопасность с военной. Наряду с другими мерами – возможно, даже опережающими – должно стать возрождение Российской государственной инженерно-технической службы сельскохозяйственного производства. Расточительно не воспользоваться собственным уникальным опытом выхода из куда более драматической ситуации. Система не должна копировать прошлый опыт, она должна только его учитывать.
Если же учитывать его (я остался последним проектантом той советской поры), то эта система должна быть ориентирована на освобождение фермера и других землепользователей от забот технического сервиса и организации полевых работ. Фермер и другие землепользователи должны заниматься организацией хозяйства, технологий, экономикой, перспективой...
Вся система должна быть ориентирована только на использование отечественных сельскохозяйственных машин и тракторов, что даст импульс к восстановлению отечественного производства, активизации научно-конструкторской работы, в том числе и на кафедрах инженерных факультетов.
За два десятка дистрофичных постсоветских десятилетий мировое машиностроение ушло вперёд. И всё же основная масса отечественных машин в состоянии обеспечить достаточное качество выполнения полевых и других работ. Кроме того, как это было, и не раз, возврат государственного интереса к оснащению своего сельского хозяйства своей же техникой позволит поднять её качество до мирового уровня. Развивая своё машиностроение, мы создаём «рабочие места», возвращаем своим согражданам не только источники благополучия, но и чувство достоинства рабочего и специалиста, преступно оплёванное идеологией наживы. Это должно быть единое государственное Аграрное объединение – сельскохозяйственное производство во всём разнообразии, сельхозмашиностроение, научно-исследовательские и конструкторские силы, независимо от форм собственности повязанные едиными законами и правилами.
У нас для этого всё есть: пашня в различных природно-климатических условиях и бесценный сельский житель-труженик, которого не смогли сломить ни революция, ни война, ни оккупация, ни перестройка…
Иосиф БРУМИН, кандидат технических наук, посёлок Усть-Кинельский Самарской области
Продолжение темы Мозги для роста