Евгения Пименова, историк, публицист
В девяностые Всемирный экономический форум (ВЭФ) в Давосе приковывал внимание планеты. Постепенно по целому ряду теперь понятных причин он превратился скорее во второстепенное событие. И вот его 56‑я по счёту сессия вновь заставила о себе говорить мировые СМИ. Появился даже термин «постдавосский миропорядок» – столь высок был эффект от громких слов и резких заявлений, прозвучавших там. Конечно, многое объясняется явлением на форум (через разворот над Атлантикой) Дональда Трампа, который привёз самую многочисленную делегацию США за всю историю форума, потребовал отдать ему Гренландию и не пощадил европейцев за их недостаточный пиетет к Америке. Похоже, привычная парадигма отношений в мире действительно меняется всерьёз.
Испуги и ожидания
Давос принято считать клубом «для своих», где глобалистский истеблишмент (прежде всего из европейского сада) ежегодно в комфорте сверяет часы по ключевым пунктам развития. В этот же раз элиты напряглись. Боялись, что Трамп может объявить об альтернативе ООН в виде создаваемого им «Совета мира». Или (ещё страшнее!) инициировать военную миссию для подкрепления притязаний на датскую Гренландию. От Трампа можно ждать всего! В итоге развод пока не случился, но поводов для взаимного недовольства среди союзников по НАТО стало больше.
Трамп прямо заявил, что США не могут полагаться на европейских партнёров. И вообще Европа, по его мнению, идёт не тем путём. С перепугу, что ли, канцлер ФРГ Фридрих Мерц объявил о начале «эры великих держав» (правда, не вполне ясно, какое отношение имеет к ним нынешняя ФРГ). Канадский премьер Марк Карни тоже не смолчал: впредь нельзя полагаться на ценности, стоит рассчитывать лишь на силу и власть. И его терзания понятны: Трамп не скрывает, что Канада для него 51‑й штат США. Эмманюэль Макрон (правда, до появления в Давосе Трампа) изрёк, что действия Вашингтона направлены на ослабление и подчинение Европы. На всё это члены американской делегации открыто отвечали, что глобализация больше невыгодна США, и страна не намерена поддерживать такой статус-кво. В общем, маски сброшены, и всё, что долгие годы скрывалось за улыбками и политическими мантрами, было высказано публично. Что называется, спасибо!
Из Швейцарии в ОАЭ
Для нас Давос начался на излёте СССР – в 1987‑м. В девяностые именно там руководители постсоветских республик совместно с западными «коллегами» определяли будущее России и всех остальных стран. А в золотые-нефтяные 2000‑е русские олигархи ошеломляли европейцев расточительством и разгульными вечеринками. С 2019‑го из-за санкций Москва ограничила участие. После начала СВО организаторы форума решили не приглашать россиян.
В этот раз в кулуарах саммита был замечен спецпредставитель президента РФ Кирилл Дмитриев. Он прибыл туда с непростой, но важной миссией. А из Давоса параллельными курсами со спецпосланником Трампа Стивом Уиткоффом он прилетел в Москву, где в ночь на 23 января в Кремле прошла встреча с президентом РФ Владимиром Путиным. Продолжились Давос и Москва в ОАЭ, где в Абу-Даби два дня проходили трёхсторонние переговоры с участием и украинской делегации. Россию представляли военные специалисты. Никаких подробностей в СМИ не просочилось. Всё в привычном духе: конструктивно, позитивно, откровенно. Один раз обедали все вместе. Также была проанонсирована новая трёхсторонняя встреча там же, возможно, в ближайшие дни.
По всему видно, что в Москве не питают иллюзий относительно скорого урегулирования. Да и возможно ли оно, если даже в Вашингтоне и Брюсселе нет ясности относительно их собственного совместного будущего? Очевидно, что система международных отношений переживает не просто кризис, она упёрлась сразу во все свои пределы. Либеральный глобализм её больше не стабилизирует, силовая геополитика ещё сильнее расшатывает. И похоже, что всё опять только начинается.