Светлана Чмыхало
Для меня самый запоминающийся День печати случился 14 лет назад. Работала я тогда в одной краснодарской газете под руководством прекрасной молодой женщины. Она была действительно прекрасной и очень разносторонней: занималась стрип-пластикой, учила меня правильно просить шубу… И пребывала она в постоянных поисках тем для публикаций (потому что в первую очередь редактор) и кавалеров. А так как празднующие День печати, как правило, люди очень занятые, то поиск (и тем, и кавалеров) осуществлялся посредством печатания. В общем, нашла Валерия Ивановна (пусть её так зовут) в социальных сетях себе кавалера.
Особо привлёк моего редактора он тем, что был её однофамильцем. Интернет-роман развивался бурно и потребовал личной встречи. Личные встречи работники печати тоже должны организовывать, по возможности, без отрыва от этого самого печатного производства. В общем, Валерия нашла в краях, где обитал тёзка-кавалер, прекрасный для кубанского издания информационный повод в виде бабушки-долгожителя и оформила себе туда командировку. Но тут, за день ДО, кавалер сообщил, что приедет сам. Поэтому в уже запланированную командировку к 105‑летней бабушке было решено отправить молодого бойца – Свету.
В пятницу, когда на календаре было 13 января – День российской печати и канун старого Нового года, я отправилась на хутор с многообещающим названием Весёлая Жизнь. Находится чудное место практически на границе Краснодарского края и Ростовской области (проезжающих по трассе обычно особо веселит указатель «Весёлая жизнь» со стрелкой на кладбище).
Проведя четыре часа в разваленном автобусе и добравшись до районного центра, я узнала, что в Весёлую Жизнь просто так не попасть – мифический «пазик» ходит туда раз в сутки (и, естественно, следующий только завтра). Такси на пустом вокзале не наблюдалось, и, наверное, мне бы пришлось на нём ночевать, если бы не моя эффектная шуба из козла с роскошным кроличьим воротником. Я уверена, что именно она привлекла ко мне, одиноко дежурившей на привокзальной площади, внимание помощника местного депутата. Он, молодой человек в галстуке, так выгодно подчёркивающем на фоне унылого сельского антуража причастность хозяина к депутатскому корпусу, и его друг – директор районной типографии – героически вызвались доставить меня в Весёлую Жизнь.
В хуторе Весёлая Жизнь – две улицы. Если мне не изменяет память, Северная и Южная. И располагаются они по разные стороны федеральной трассы. Как же искать бабушку-долгожительницу? Помощник депутата сказал, что надо идти в местный Дом культуры, мол, там всегда кипит эта самая весёлая жизнь. С опаской поднявшись по поющим подо мной деревянным ступенькам, я прошла в фойе, сплошь увешанное поделками – вязаными куколками, картинами из картона и сухих цветочков… Следом был большой, тёмный, пахнущий плесенью зал – концертный. Посреди него стояла круглая звонкая женщина, которая кому-то кричала: «Девчонки, ну давайте уже репетнём!»
Я объяснила женщине свою ситуацию, на что она ответила: «Найдём бабу Шуру, но сначала надо поколядовать. Сейчас будем водить козу!»
На этих словах в зал вошла ещё одна крупная женщина, которая вела на верёвке козу. В роли козы была тоже мадам, на голове которой красовались рога из папье-маше.
Я, помощник депутата в галстуке, женщина – Дед Мороз, женщина-пастушок и женщина-коза – пошли по хутору Весёлая Жизнь колядовать.
Грязь, вечерние крики петухов, рыжие телята, гуляющие под лениво падающим редким снегом… Хозяева мазаных хат встречали нас весёлым балаканьем, хлебом из печи, жирными гусями в яблоках и, конечно, домашним самогоном. И всё-таки мне удалось добраться до бабушки-долгожительницы. Сидела она, 105‑летняя, на кровати с железными прутьями и высокой периной. С ней же сидели её дочка и внучка – тоже бабушки в платочках. Секрет долголетия оказался прост и чист как домашний самогон: чтобы дожить до 105, нужно пить только домашний самогон.
Вернуться в Краснодар в тот старый Новый год у меня уже не было никакой возможности. Поэтому после бабушки мы с помощником депутата и директором типографии отправились в типографию праздновать День российской печати. А в полночь, конечно же, вышли все на улицу – смотреть салюты. Потому что в районных центрах просто нельзя не смотреть салюты.
P.S. А репортаж мой про Весёлую Жизнь и домашний самогон в печать так и не пропустили.
Светлана Чмыхало