Ирина Горюнова, заслуженный деятель искусств РФ
Марк Захаров немногим доверял ставить спектакли в своём Ленкоме. Александру Морфову, болгарскому режиссёру, многие годы работавшему в России, доверял. Он, как никто другой, чувствовал фирменные ленкомовский стиль и неповторимую актёрскую притягательность. Так случилось и со спектаклем «Пролетая над гнездом кукушки (Затмение)» по роману Кена Кизи, премьера которого взорвала театральный мир столицы 20 лет назад. Произведение, ставшее классикой, в том числе благодаря оскароносной американской картине Милоша Формана полувековой давности, сегодня переосмыслено ленкомовцами и в современных реалиях приобрело новые смыслы и ассоциации.
В белом, стерильном, сверкающем кафелем и сталью, но абсолютно бездушном пространстве психиатрической больницы (замечательная работа художника Давида Боровского) все постояльцы обладают душой. И лишь один Макмерфи – душевным здоровьем. В отличие от киногероя Джека Николсона Макмерфи народного артиста РФ Андрея Соколова стремится не к насилию, а к состраданию. Бежавший из объятий «американской демократии», главный герой не жаждет любой ценой «разгромить грёбаную психушку» и вырваться на волю. Свои мысли о сущностном переустройстве мира он вынужден свести к обличению порядков психбольницы. Именно здесь, в условиях внешней несвободы, свобода воли кажется абсолютной ценностью.
В герое Соколова не деструктивный протест, а конструктивный. Среди медперсонала и пациентов он единственный абсолютно нормальный человек – любящий женщин, знающий толк в азартных играх, умеющий рассказать анекдот и ясно понимающий, что надо делать, если у юноши проблемы с девушками, и, если музыка мешает разговаривать, её надо сделать тише. Но ясным человеческим мыслям и желаниям здесь нет места. А спрятаться от «американской свободы» невозможно даже в американской психушке. Макмерфи не хочет принять правила игры и примкнуть к другим пациентам, таким как Чезвик и Мартини (народные артисты РФ Андрей Леонов и Иван Агапов), находящимся в отделении абсолютно добровольно, так же как и признать то, что его попытки посягнуть на власть медсестры Рэтчед (народная артистка РФ Анна Якунина) бессмысленны.
Макмерфи – народный артист РФ Андрей Соколов, Рэтчед – народная артистка РФ Анна Якунина[/caption]Вероятно, именно такой Макмерфи может быть убедителен сегодня. Только такой Макмерфи способен одержать нравственную победу над медсестрой Рэтчед, которая «мать родная» своим больным, но её главная цель – чтобы душевнобольные никогда не стали здоровыми. Именно она, установив свой неколебимый железный «орднунг», держит за горло малодушного главного врача Хардинга (народный артист РФ Александр Сирин). Ролевые ассоциации не заставят себя ждать, стоит лишь, придя домой, включить телевизор.
Глядя на «Затмение» с великолепными ленкомовскими артистами, получаешь редкие в сегодняшнем театре зрительское удовольствие и потрясение. Недаром спектакль – лауреат фестиваля «Золотая маска» в номинации «Приз зрительских симпатий». Русский артист Андрей Соколов переиграл американскую звезду Джека Николсона просто потому, что противопоставил душевному затмению героев не страсть к самоутверждению и бунтарство неформала. Он обнаружил в своём Макмерфи то, что выше свободы воли, – силу духа, которую не может победить никакая, успешно отработанная на многих лоботомия. Написан ли роман Кена Кизи об этом, сказать трудно. Но подлинный театр для того и существует, чтобы наполнить души и сердца тем эмоциональным откликом, который важен и современен именно сегодня. В этом спектакле нет ни одной фальшивой ноты. Может быть, потому, несмотря на хватающий за горло финал, веришь, что этот безумный мир рано или поздно прогнётся под тех, кто ощущает в себе неистребимую внутреннюю силу духа.
Ближайший спектакль будет сыгран на сцене Московского государственного театра эстрады 16 февраля 2026 г.