Владимир Сухомлинов
Окружной суд Варшавы 15 января рассмотрит запрос Украины об экстрадиции известного археолога Александра Бутягина. А пока его арест продлён до 4 марта. Провокацией назвали всё это члены Византийского клуба, заседание которого прошло в конце декабря в Сретенском монастыре в Москве. Его тема: «Крым – живое историческое наследие России». Вёл заседание Георгий Мурадов, заместитель председателя Совета министров Республики Крым, её постоянный представитель при президенте РФ. Обсуждавшиеся вопросы близки ему и как учёному. Он – профессор МГИМО, частый собеседник и автор «ЛГ».
Вопрос о Бутягине не значился в повестке дня, но как его обойти? Было принято заявление «О незаконном задержании в Польше археолога Бутягина Александра Михайловича». Многие из «византийцев» знают его лично. Он человек науки, вёл изыскания в Крыму многие десятилетия, в них участвовали украинские и польские специалисты. Работали дружно. Членов клуба возмутила возможность передачи Бутягина в руки киевского «правосудия», они понимают, что его ждёт, потребовали освобождения.
В ходе разговора, с учётом обстановки вокруг Крыма, затрагивались различные вопросы, но в фокусе внимания были 200‑летие Керченского музея древностей (2026), 2650‑летие Керчи-Пантикапея (2030), судьба коллекции «Скифское золото». В зале собрались выдающиеся историки, археологи, директора музеев, представители Администрации президента РФ, Госдумы, Госсовета Крыма. Среди них – Сергей Карпов, академик РАН, почётный президент истфака МГУ, председатель Национального комитета византинистов РФ; Владимир Толстиков, руководитель Боспорской археологической экспедиции; Стефания Дзини, научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН; Наталья Нарочницкая, президент Фонда исторической памяти.
Мы располагались с Натальей Алексеевной рядом за столом заседаний, и я мог видеть, как горячо она восприняла сообщение, с которым обратился по видеосвязи Николай Винокуров, руководитель Артезианской археологической экспедиции в Причерноморье. Не менее восхищены были и другие члены клуба.
Кажется, что нового можно открыть? Крым исхожен вдоль и поперёк. Но потому мы и называем его уникальным, что он не перестаёт удивлять открытиями. Например, заповедное урочище Артезиан. Городище здесь было основано больше двух тысяч лет назад. Артезиан переживал пожары, землетрясения, войны. Винокуровцы открыли слой периода Боспоро-римской войны, который не находили больше нигде. На остатках древнего храма обнаружена голова статуи Зевса Генарха, и это, видимо, далеко не единственная её деталь. Найдены артефакты, связанные с захоронением вождя сарматов IV века до н. э. В распоряжении учёных уже множество уникальных исторических объектов. Раскопки и исследования ведутся пока на площади семи из 224 гектаров. Сколько открытий впереди (особенно если улучшить финансирование работ)!
Поэтому понятны восхищение усилиями археологов и размышления в связи с их открытиями. Наталья Нарочницкая назвала Крым своего рода плечами, опираясь на которые Россия всегда крепнет, что позволяет ей добиваться равновесия во взаимодействии с другими цивилизациями. А когда равновесие нарушается, Россия слабеет. Важно этого не допускать. Трудно не согласиться с таким утверждением.
Директор Восточно-Крымского историко-культурного музея-заповедника Татьяна Умрихина поделилась соображениями, как превратить двухвековой юбилей музея (коротко называемого Керченским музеем древностей) и 2650‑летие Керчи-Пантикапея в события федерального значения, чтобы донести до молодёжи величие истории, ярко представить подвижничество тех, кто её оберегал и оберегает. Особо Умрихина отметила, что часть крымских древностей находится в музейном фонде в Одессе и очень важно не утратить их для России. На заседании клуба также подчёркивалась необходимость не ослаблять усилий по возврату коллекции «Скифское золото».
Да, политика врывается в научные будни, но она не остановит развитие науки и солидарность учёных.