Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 12 марта 2014 г.
  4. № 10 (6453) (12.03.2014)

Клюква развесистая, ростовская

12 марта 2014

«Чёрные кошки» на Первом

Появление в титрах имени Рубена Дишдишяна вызывает у меня неизменную настороженность. Этот плодовитый теле- и киномагнат спродюсировал в 2012 году три фильма, в 2013-м – уже десять, в планах на 2014-й – тридцать семь (!). Продюсер Дишдишян – это и одиозные «Наша Russia. Яйца судьбы», и сомнительные «Доктор Живаго», «Доктор Тырса», «Вольф Мессинг»… С другой стороны, в активе у продюсера «Ликвидация» и «Брестская крепость»…

На этот раз зрителям Первого канала была представлена развесистая клюква, высаженная на ростовской земле (хотя фильм вроде бы снимался в Одессе, но место и время действия обозначены точно – Ростов-на-Дону, 1947 год).

Название, стилистика фильма явно отсылают к «Месту встречи…» и «Ликвидации». Но только по внешним признакам. Апелляция к любимым зрителями сериалам – всего лишь манипуляция, способ заманить телеаудиторию, стимулировать рейтинг. По всем остальным критериям, и в первую очередь качеству драматургии, «Чёрные кошки» режиссёра Е. Лаврентьева даже не эпигонство, а скорее, пародия. Вроде и актёры известные, и снято прилично, а всё равно впечатление, что делалось это как бизнес-проект, где вместо творчества – креатив, а вместо искусства – проект.

Итак. Первый секретарь обкома ВКП(б) – карьерист и рвач, имеет любовницу из числа агентов иностранных спецслужб. Его свояченица – «расхититель социалистической собственности в особо крупных размерах», а супруга – соучастница преступлений. О преступных деяниях самого «первого» прямо не говорится, но, кажется, подразумевается.

Органы МГБ иностранных шпионов и диверсантов не ловят, а только раскручивают малозначительные дела вроде пропажи мешка картошки. Милиционеры в сериале тоже занимаются не своим делом. Вместо того чтобы бороться с грабителями, бандитами и прочими уголовниками, они преследуют и в конечном счёте уничтожают группу элитных диверсантов. А вот с уголовниками милиция «сотрудничает».

Важнейшая составляющая фильма – закадровый текст в начале каждой серии, дающий трактовку разнообразных моментов советской истории. Сценаристы В. Семеновых, Ю. Стукалин, А. Радько убеждают телеаудиторию, что не было в те времена руководителей, которые заботились о чём-то ином, кроме личного благополучия. Антисоветский пафос картины подкрепляют прямой агитацией в виде закадрового текста (иногда – в лоб, иногда – завуалированно) на тот случай, если кто-то из зрителей не поймёт идеологического подтекста произведения.

И ещё, конечно, сериал рекламирует западные ценности. Это и преклонение главной героини Даши (Марина Коняшкина) перед достижениями американской медицины, хотя превосходство послевоенной советской хирургии никем и никогда под сомнение не ставилось. Это и восхищение женщин заграничным барахлом. Это даже выбор для открытия кинотеатра – трофейного кино, хотя, например, в том же 1947 году на советский экран вышли и «Весна», и «Подвиг разведчика».

А также создатели фильма откровенно любуются засланными немцами. Они прекрасно сложены, умны, находчивы, всё всегда у них получается (ну за исключением последнего эпизода – но это же законы жанра). На них даже форменная одежда, снятая с убитого военного или прихваченная на складе, сидит так, как будто сшита лучшим ателье индпошива.

Положительными героями выведены только сотрудники отдела Драгуна (Павел Деревянко), которые по воле сценаристов вынуждены заниматься чем угодно, только не выполнением своих прямых обязанностей. Да ещё хорошие парни – уголовники, которые активно не приемлют факта нахождения фашистских диверсантов в городе. Причём уголовники эти отнюдь не бедствуют, живут на широкую ногу, не имеют недостатка ни в предметах роскоши, ни в оружии. То, что подобное положение могло быть обеспечено только за счёт законопослушных граждан, сценаристам, видимо, в голову не приходит.

Сюжет то и дело вызывает недоумение. Ведь каждое событие должно иметь какую-то предысторию, мотивировку, однако с этим у сценаристов очевидные проблемы. По ходу сериала неоднократно напоминается, что первый секретарь обкома Купленов познакомился с Анной в годы войны. При этом, судя по всему, город он не покидал, а значит, скорее всего, был в подполье. Ростов-на-Дону был под оккупацией меньше семи месяцев (неделю в 1941-м и чуть более полугода в 1942–1943-м). Логичен вопрос: когда успели? Можно предположить, что Анну внедрили ещё до войны, но тогда почему она не раскрылась в период оккупации (когда судьба СССР немцам казалась предрешённой)? И что она делала в течение четырёх лет после освобождения города – работала банальной наводчицей для пришлых из Германии бандитов?

Как и когда в рядах ГБ мог оказаться столь высокопоставленный агент с очень конкретной целью? Чем занимались до его приезда – четыре года – спецназовцы из «Бранденбурга 800» (подразделения, реально существовавшего, но на территории Ростова-на-Дону не отметившегося)? Просто грабили и бандитствовали? Но для дестабилизации обстановки в послевоенном городе этого явно недостаточно.

И главный вопрос, на котором, по существу, держится вся сюжетная линия. Оказывается, основной целью всей этой группы агентов и диверсантов были поиск и вывоз за границу учёного, который мог бы создать ядерную бомбу. Вывезти то ли в США, то ли в Аргентину. Но зачем? Американцы ещё за два года до этого провели испытания ядерной бомбы. И ещё получается, что у немцев уже в конце 1942-го было готово ядерное устройство, которое они намеревались испытать именно в Ростове-на-Дону (где Ростов и где Пенемюнде?). Впрочем, возможно, таким образом сценаристы как бы намекают, что наши учёные никакой бомбы и не изобретали вовсе, а тупо использовали наработки, доставшиеся после разгрома немецкой агентуры бравыми милиционерами.

Наверное, можно возразить, что сюжетные противоречия и нестыковки – всего лишь художественный приём. Что, мол, незачем искать ляпы в фильме, не претендующем на историческую достоверность. Но ведь по таким «произведениям» судит о жизни своих дедов и прадедов, о жизни своей страны современная молодёжь, и без того не отягощённая знаниями по истории Отечества!


Тэги: Телевидение Телесериал
Обсудить в группе Telegram

Владимир Захарьин

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Собака бывает кусачей…

    19.09.2024
  • Дмитрий Захаров: «Мы были идеалистами»

    09.08.2023
  • Замшев в гостях у Соловьева

    13.03.2022
  • Amazon назвали дату выхода первой серии телесериала по «Властелину колец»

    03.08.2021
  • «Почему у вас только маньяки?»

    12.05.2021
  • Обидный диссонанс

    153 голосов
  • И страсть к предательству там многим застит очи

    138 голосов
  • Мимино был диссидентом,

    123 голосов
  • Список Познера,

    119 голосов
  • Немного уважения и чуточку красоты

    113 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS