Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 13 марта 2019 г.
Литература Интервью

«Ковал роман, как дамасский клинок»

Александр Лапин – о своём новом масштабном произведении – романе «Крымский мост»

13 марта 2019

В эти дни исполняется пять лет с момента присоединения Крыма к России. Накануне важной для всей страны даты автор известной эпопеи «Русский крест» завершил работу над новым романом «Крымский мост», который скоро выйдет в издательстве «Вече». И сегодня мы говорим с ним не только о литературе, но и о философии, политике, мистике… И конечно, о человеческих отношениях: какая хорошая книга без любви?


– Александр Алексеевич, вы позиционируете свой роман как путешествие во времени, пространстве и в самом себе. Начнём со времени. Какие у вас с ним отношения?

– Мы тысячами нитей связаны с прошлым. Когда ты молод – у тебя всё в будущем. Пребываешь в мечтах. А вот с возрастом вдруг обнаруживаешь, что твои планы не распространяются дальше, чем на год-два. С другой стороны, больше начинаешь вспоминать... Ещё интересно то, что когда-то рассказывали родители или дедушки-бабушки, всплывает в памяти как твоё собственное. Как будто ты это пережил. А ещё я ловлю себя на том, что во многом мой язык – какие-то обороты, пословицы, поговорки – это всё от матери, от отца.

То есть жизнь наша начинается не с чистого листа, идя по ней, опираемся мы не только на собственный опыт. Это и опыт предков, и генетический опыт народа, и на подсознательном уровне опыт нашей души.

И душа эта может быть либо старой, либо молодой. Смотришь – девочке пять лет, а она уже мыслит как женщина. Или брутальный мужчина внутренне так и остаётся навсегда наивным ребёнком...

То есть человек – это производная во времени и пространстве. А не просто конструкция из клеток, которая появилась неизвестно почему, и так же случайно исчезнет, растворится без следа. Если каждый покопается в самом себе, найдёт много такого, что привнесено в него из давних-давних времён.

То же самое происходит с обществом. Не зря говорят: история движется по спирали. И всё повторяется, только на следующем витке развития.

Сам я представляю время как часовой круг: стрелка пошла вниз – к лету, вверх – к зиме. А личные отношения с ним у меня, наверное, не оригинальны. Тебе всегда кажется: впереди ещё о-го-го. А потом вдруг обнаруживаешь, что всё уже в прошлом. Но понятие времени не чисто физическое или даже философское. Оно во многом определяется количеством событий, впечатлений, эмоций, то есть интенсивностью жизни. Если ты выстраиваешь её правильно, время можно подчинить себе, растянуть.

– Время у вас в романе движется не только в одном направлении. Герой пытается отыскать свою юношескую любовь. Параллельно разбирается в истории масонства. Попадает в водоворот современности – становится участником событий Крымской весны. Вы намеренно смешиваете разные пласты?

– Конечно. Но не бездумно микширую, а сначала раскладываю все элементы сюжета по полочкам так, чтобы служили они общему замыслу, работали на основную идею. Этот роман я ковал, как дамасский клинок. Взял и вставил в него семь пластов: любовный, философский, мистический, исторический… Как семь стальных полос, которые сваривают оружейные мастера, чтобы получить знаменитую крепчайшую сталь.

– Если в прошлых романах вы показывали типичных персонажей, то здесь герой – кармическое перерождение очень статусного человека. И получается, он совсем не типичный. Почему возникло такое решение?

– Потому что задача этого романа – показать движение души. В конечном счёте он не о том, как и какие события разворачивались в Крыму. Или как живёт человек бизнеса. Главное – при каких условиях в человеке происходят качественные изменения. Как герой поднимается на новую ступень духовного развития.

И здесь уже кармическая ситуация: человек идёт по второму, третьему, сотому кругу, пока не наработает определённое качество, которое ему нужно для движения вверх.

– То есть вы верите в переселение души?

– Не верю, а знаю, что оно существует. Поэтому и в романе не может быть развития характера без учёта наработок героя в прошлых жизнях. И я использую этот приём, раскрывая его предыдущие воплощения.

Был великий человек, на которого все возлагали огромные надежды. А он в итоге от этой ответственности ушёл. И теперь, в новой жизни, снова поставлен в то же положение. Как он поступит теперь?

– Вы настаиваете на том, что писатель должен побывать в тех местах, которые описывает. Чтобы, как вы образно говорите, возник «эффект заземления». Удалось ли вам это сделать при работе над нынешней книгой?

– Везде побывал. И не по одному разу. Почему? Иногда приезжаешь в какое-то место, овеянное легендами. И сначала не видишь деталей. Ты полон ощущений. Удивления. Или благодати, как, например, герои моего романа «Русский крест» во время поездки по святым местам. А потом второй раз приехал, третий. И уже смотришь другими глазами. Это привычное место, где ты всё знаешь. И тогда начинаешь подмечать нужные подробности, а не только свои эмоции.

– От каких интересных деталей пришлось отказаться, чтобы не перегружать повествование?

– Отказываешься всегда от того, что противоречит стройности замысла. Опускал также детали, которые могут оскорбить чьи-то чувства. Мне важно было показать другое – порыв души русского народа, его единение.

– Фамилия главного героя – Мировой. Но потом ему приходится сменить её на Миров. Если на уровне смысловом – из эдакого славного парня превратиться в человека мира. Или мирного, спокойного. Сознательный ли это ход?

– Конечно. Писатель ведь всё время управляет ладьёй своего повествования, а не просто рассказывает, что в голову придёт.

Вот, например, как я подбирал героиню. Мне нужна женщина. А какая? Крым вообще – космополитичная земля. Народов там живёт сотни полторы. История тоже очень богатая: сарматы, гунны, греки, все эти княжества и ханства… Поколение за поколением. Как об этом говорить? Через любовную линию наиболее доходчиво будет. Но взял бы герой и полюбил русскую, украинку или татарку. Титульные нации для Крыма, так сказать. Сразу же политический подтекст может возникнуть... Нужно было найти фигуру нейтральную, без тяжёлого исторического багажа. Но тоже из пострадавших. И я беру кореянку: их тоже переселяли.

Опять же, из чего должен состоять сюжет, чтобы он был интересен читателю? Вымысла там может быть в избытке, но должно быть что-то, позволяющее каждому увидеть кусочек, как будто с его жизни срисованный. Каждый помнит свою первую любовь, иногда мечтает: «Вот поеду, встречусь – поговорим…», задумывается: «А что если бы остались вместе?». Так рождается сопричастность, которая переносится потом и на более сложные материи.

– Центральный персонаж «Крымского моста» по своим убеждениям масон. Но по ходу книги он начинает сомневаться в идеалах братства. А в чём приходилось разочароваться вам самому?

– В молодости был увлечён коммунистическими идеями, но быстро к ним охладел. А сегодня я в какой-то степени разочарован в идеях русского национализма. Жизнь интересно устроена. То, что ты отвергаешь, со временем сам же начинаешь проповедовать, и наоборот... Когда я работал в Казахстане, их националистов называл нациками и ненавидел. Потом вернулся в Россию, обнаружил, что здесь никакого национального чувства нет, и сам воспылал им, видя, в каком состоянии находится наш народ. Но сегодня понимаю, что национальная идея – это движущая сила для культурных людей. А когда теория опускается в низы, в толпу, она обретает совсем другие черты. Бывает говоришь с таким субъектом про патриотизм, русскую духовность, а кончается чем? Он всё впитал на своём уровне и только талдычит привычное: «Спасай Россию!»

Яркий пример сегодня – Украина. Есть стремление сохранить (или создать) свою идентичность. Но националисты так давят, что власть начинает поддерживать абсолютно неадекватные лозунги или возводить в герои фигуры, от которых волосы дыбом встают.

Так что всё зависит от меры, высоты духа. Один, движимый национальными чувствами, пишет прекрасные картины в русском стиле и показывает: вот какой мы народ! А другой поджигает чужие хаты или стреляет в спину. А сама по себе эта идеология не хороша и не плоха.

– Вы считаете Крым душой России: оттуда с принятием христианства протянулась наша связь с Византией и Римом, и там зарождались основы нашей духовности. Вновь воссоединившись, что мы получили?

– Мы получили мечту. После нахождения в составе Украины полуостров в ужасном состоянии. 25 лет никто ничего не вкладывал – только высасывали. Но, думаю, Крым станет другим. Особенно с появлением моста, железной дороги... Не может такой кусок земли находиться в подобном положении. Уникальный климат, море, прекрасная природа… Не зря же там черпали вдохновение наши поэты, прозаики, художники. Не зря туда стремились за здоровьем, отдохновением, просто хорошим настроением и стар и млад, и богатые и бедные. Это всегда была земля-мечта.

Естественно, сейчас куча проблем. Из-за объявленного бойкота, толком не работающей банковской системы. И денег никто не вкладывает – ни Запад, ни Восток. Боятся попасть под санкции. Но рано или поздно – когда всё успокоится – Крым воспрянет и засияет снова во всём своем великолепии. Не зря его когда-то называли бриллиантом в короне Российской империи.

– Какие выводы можно сделать через пять лет после Крымской весны?

– Основной вывод – мы как народ можем в какой-то момент объединиться. И для тех, кто не верил, что русские на такое ещё способны, это стало серьёзным уроком. Если какая-то мысль овладевает людьми и они действуют в едином порыве, всё становится возможным.

Беседу вёл
Максим Горохов

 

ЛАПИН.jpg«ЛГ»-ДОСЬЕ

Александр Лапин – русский писатель и публицист. Литературным творчеством занимается с конца 70-х, ряд его книг издан за рубежом. Лауреат премии Правительства РФ в области СМИ, Национальной премии «Лучшие книги и издательства», Международной премии имени В. Пикуля.

 

Тэги: Роман От первого лица Александр Лапин Крымский мост
Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Нас поздравил президент

    29.04.2025
  • Найти свой остров сокровищ

    08.12.2023
  • Открытая и яркая Таврида

    27.03.2023
  • Герой своего времени

    21.09.2022
  • Михаил Кербель: «Публика валом валила в зал судебных заседаний»

    13.03.2022
  • Вечный зуд

    574 голосов
  • Новая книга Максима Замшева

    132 голосов
  • Писать в состоянии счастья

    117 голосов
  • Потребность делать добро

    99 голосов
  • Родство по слову

    98 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS