Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 13 марта 2019 г.
Библиосфера

Асоциальная гениальность

13 марта 2019

Олег Лекманов, Михаил Свердлов, Илья Симановский. Венедикт Ерофеев: Посторонний. Биография. – М.: Издательство АСТ: Редакция Елены Шубиной, 2018. – 464 с. – 4000 экз.


О Венедикте Ерофееве и его знаменитой книге «Москва–Петушки» написано так много, причём в разных странах, что разночтения неизбежны. Происходит это не из-за недобросовестности авторов, а из-за того, что в одних и тех же источниках полно противоречий, а сам Ерофеев не только не помогает пишущим о нём, но нарочно их путает. Впрочем, среди писателей мистификаторы водятся исстари. Набоков, например, дурил американцев, придумав себе мифического предка – татарского хана Набока, жившего якобы шестью веками ранее. И ещё уверял почтеннейшую публику, что Америка ему роднее, чем Россия и Европа.

В основном путаницу создал сам Венедикт Ерофеев, рассказывая о своей семье и о событиях собственной жизни. Авторы монографии постарались дотошно разобраться во всём этом. Книгу отличает огромное количество ссылок на источники, что, конечно, поможет не только нынешним внимательным читателям, но и будущим авторам работ о Веничке Ерофееве. А что такие будут – сомневаться не приходится.

Жизнь писательская обычно сложна, но жизнь Венедикта Ерофеева сверхсложна. Авторы монографии правильно ввели в заголовок слово «посторонний». Их герой был посторонним для всех в литературном мире – и для официальных советских писателей, и для западников-диссидентов, для всех групп и группировок. Он был подчёркнуто асоциален. Годами жил, «потеряв» паспорт, укрывался от призыва в армию. Начинал учиться в нескольких институтах и вскоре бросал их (сам бросал – ему было «неинтересно»). Не имея своего жилья, скитался по знакомым, иногда работал (нет, не библиотекарем и не ассистентом режиссёра-оператора, а разнорабочим низкой квалификации) – тогда имел койку в общаге. Много пил. «Штурмом» написал книгу, заведомо непроходную, но ставшую впоследствии бестселлером – «Москва–Петушки». Потом за несколько лет ничего не создал, но пускал слух (видимо, ложный), что написал роман «Шостакович», да по пьянке потерял единственный экземпляр рукописи.

Конечно, судьба сыграла с писателем горькую шутку. Всю жизнь он прожил бедняком, если не сказать – полунищим бомжем, а когда ранее запретные «Москва–Петушки» были введены в ранг классики и, соответственно, на автора пролился золотой дождь, он уже умирал… Что ж, и такое бывало в истории литературы.

Даже из сказанного понятно, что есть смысл прочесть биографию Венедикта Ерофеева, подробно написанную Олегом Лекмановым, Михаилом Свердловым и Ильёй Симановским. Авторы поступили мудро, отдав ей основную часть книги. Небольшую часть занимает изложение самой поэмы, как обозначил автор жанр «Москвы–Петушков». Кто-то, что маловероятно, не читал книги, кто-то читал давно и многое забыл, а кто-то с интересом прочтёт комментарий к эпизодам путешествия Венички в Петушки. Ведь, несмотря на широчайшую известность этого произведения среди русских читателей, его восприятие неоднозначно. Одни видят в книге лишь тщательно выписанные картины состояния алкаша в разной степени опьянения, другие – разнообразные литературные аналогии, вплоть до евангельских сюжетов. 

Тэги: Биография Олег Лекманов Венедикт Ерофеев посторонний Михаил Свердлов Илья Симановский
Обсудить в группе Telegram

Юрий Баранов

БАРАНОВ Юрий Константинович, литературный псевд... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Цвет и тени Беллы Ахмадулиной

    12.07.2023
  • Реальность и будущее

    12.02.2022
  • Биографическую картину про Мэрилин Монро с Аной де Армас сдвинули на 2022 год

    29.07.2021
  • В этот день 10 ноября 261 год назад родился немецкий поэт Фридрих Шиллер

    10.11.2020
  • 3 ноября родился Александр Александрович Бестужев (Марлинский)

    04.11.2020
  • Дом-музей Н.С. Лескова на родине писателя

    1277 голосов
  • Великий магнат

    236 голосов
  • Свобода от затеянной печали

    170 голосов
  • Жгучее солнце шафрана

    153 голосов
  • Вечное движение Гёте

    100 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS