Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 13 марта 2019 г.
Литература

Понаехавший

13 марта 2019

Наш сегодняшний гость Марк Валерий Марциал (март 40–104), отец-основатель иронической поэзии, родоначальник такого жанра, как эпиграмма, современниками ценился никак не ниже корифеев – Вергилия, Горация, Овидия, не уступая и сатирику Ювеналу (помните «ювеналов бич»?).


Молодой Марциал приехал из родного Билбилиса (в далёкой провинциальной Испании) «завоёвывать» Рим в правление Нерона, когда пресловутая свобода римских нравов стала уже анекдотом. Что уж там говорить, если сам император построил для себя золотой дворец удовольствий, в котором пышно отпраздновал свой выход замуж за своего же раба-вольноотпущенника (а до того он точно так же женился на другом).

В общем, было, было где разгуляться сатирику; но творчество Марциала тяготело не столько к едкому обличению, сколько к сравнительно мягкой иронии. К тому же он был вовсе не богат и никому в столице империи не известен.

В Риме тех времён в обычае у небогатых людей было становиться так называемыми клиентами богачей-патронов, играя роль свиты в обмен на различные блага. Вот и Марциал стал клиентом, сопровождал патрона на форум, получая разные подачки в виде корзинок с едой, небольших сумм денег или одежды. Нуждался ли он в действительности – остаётся неясным.

При династии Флавиев – императорах Тите и Домициане – положение Марциала упрочилось. Ценителей и почитателей его поэзии становилось всё больше, хотя росло и число критиков, задетых его стихами. Но поэту Марциалу была интересна любая реакция читателей – и он писал:


Вот покраснел, побледнел, плюнул кто-то, зевнул, столбенеет...

Это по мне! И стихи нравятся мне самому.


В своих стихах, то колючих, то лирических, Марциал создал подлинную «энциклопедию» римской жизни той поры. Его биограф писал, что «он всё видел и всё описал: блюда и обстановку богатого пира и убогого угощения, наряд щёголя и убранство гетеры, тайны римских терм и спален, роскошь городских дворцов и загородных дач, все прельщения и разврат театров и цирка, вакханалии Субуры и ужасы Колизея – и вместе с тем... заставляет нас, после стольких столетий, грустить с ним над смертью рабыни-малютки и сочувствовать отцу, льющему слёзы над могилой безвременно почившей дочери». Эпиграммой поэт откликался на самые разнообразные явления жизни – и они остаются важнейшим источником для историка, изучающего римский быт времён империи. Вот, например, прямо-таки криминальный очерк:

Хлоя-злодейка семь раз на гробницах мужей написала:

«Сделала Хлоя». Скажи, можно ли искренней быть?

«Кипящий Марциал, дурачеств римских бич» (как определил его Пётр Вяземский) вызывал живейший интерес у Пушкина, да и нынешний читатель, несмотря на отделяющие его от Марциала двадцать веков, может найти у него много для себя интересного.


В архивах рылся Анатолий Белкин

Тэги: Анатолий Белкин
Обсудить в группе Telegram

Анатолий Белкин

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Куёт он строфы, как подковы

    02.02.2021
  • Тщательно отобранные шутки

    11.11.2020
  • Человек, который смеялся

    14.10.2020
  • Под визгом яростной пилы

    29.07.2020
  • Меч почёта

    27.11.2019
  • Неповторимый Бабель

    55 голосов
  • Под визгом яростной пилы

    39 голосов
  • Невезучий романтик

    33 голосов
  • Опасные странности

    26 голосов
  • Соловей не умолкает на заре

    21 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS