Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 09 марта 2022 г.
  4. № 10 (6824) (09.03.2022)
Культура

Души в пустыне

и пустыня в душах

09 марта 2022
Джереми Реннер и Энтони Маки в «Повелителе бури»

Перед Днём защитника Отечества на экраны вышел фильм Андрея Кравчука «Однажды в пустыне». Он снят, если позволительно так выразиться, по мотивам «Повелителя бури» Кэтрин Бигелоу (The Hurt Locker, дословно «Ящик боли»), получившего в 2009 году аж шесть «Оскаров».

 

Судя по аннотации, российская картина замышлялась не как «наш ответ Керзону», а как «фильм о сапёрах отряда разминирования, готовивших Пальмиру к проведению концерта, который войдёт в историю как символ победы над терроризмом». Концерт под управлением Гергиева действительно состоялся 5 мая 2016 года, но символом победы не стал, так как в начале декабря отряды ИГИЛ (террористическая организация, запрещённая в России) снова взяли город под контроль и были выбиты оттуда лишь в марте 2017-го, и первоначальный замысел пришлось наспех перелопатить, выкинув (или вырезав) из него победный концерт – не пропадать же деньгам Минобороны.

Кравчук и автор сценария Ариф Алиев сделали своего героя, капитана Шаберова, сыгранного Александром Робаком, таким же индивидуалистом, имеющим склонность к чрезмерному риску и конфликтующим с товарищами по профессии, но ценимым начальством, каким был главный герой Бигелоу Джеймс. Шаберов безо всякой нужды пробует руками разрядить растяжку, хотя мог бы подорвать мину при помощи робота, а в ключевом эпизоде пытается, как и его американский прототип, спасти пленника, обвязанного взрывпакетами.

Различий между подражанием и оригиналом, конечно, больше, нежели сходства, но они не в пользу отечественного кинопродукта. Кравчук больше озабочен не характерами персонажей, как Бигелоу, а визуальными эффектами. Опекаемые Шаберовым сирийские курсанты-сапёры ненароком вызывают гигантский взрыв, в котором не только гибнут сами, но и прихватывают на тот свет других, причём камера откровенно любуется взлетающими в воздух людьми (одному из них отрезает полноги) и падающими на них машинами. Любование смертью выглядит, мягко говоря, странно, но ещё более странен сапёрский экзамен, проводимый в многолюдном месте, расположенном едва ли не над складом взрывчатки. Причём это ещё не всё: кульминация нелепости ожидает зрителей в финале, когда доблестный капитан, освободив пленного сослуживца от «шахидского» жилета и скомандовав ему бежать, продолжает стоять с жилетом в руках – очевидно, для того, чтобы в фильме остался лишний во всех отношениях кадр последнего взрыва, любезный глазам и сердцам создателей фильма.

Заметно и другое отличие от американской картины, которая избегает сентиментальности, тогда как наша, дабы «утеплить» героя, нагнетает её. Так, Шаберов встречает сирийку, загадочным образом исчезнувшую после первого взрыва, но оставившую смартфон, с которым сапёр, обратившийся в сыщика, ищет её почти до самого конца. Помимо этой кое-как встроенной в сюжет любовной линии есть также плохо прописанная семейная. Шаберов звонит по интернету взрослой дочери, по неясным причинам не очень привечающей папу, и заодно успокаивает маленькую дочку своего без вести пропавшего армейского товарища обещанием вернуть ей отца с «толстовской» фамилией Жилин. Хотя в «Кавказском пленнике» в плену остался Костылин, впоследствии выкупленный за 5000 царских рублей.

В пустыне, окружающей капитана на службе и в личной жизни, происходит и всё действие картины: ни о целях участия российских военных в чужой войне, ни о политическом контексте, ни о координации между сирийцами и россиянами, ни о тактике боевых действий с обеих сторон, ни об окружающей персонажей жизни не упоминается. По экрану проплывают титры с названиями малоизвестных зрителям мест и звучит арабская речь, девяносто процентов которой авторы даже не считают нужным переводить, – Сирия интересует их разве что с видовой точки зрения, хотя для рекламы путешествий в переходившую из рук в руки Пальмиру фильм явно не годится. Результат понятен – и пропагандистской службы министерству картина не сослужила, и зрительского успеха не добилась, собрав немногим больше 16 миллионов отнюдь не царских рублей, на которые нынче можно было бы выкупить десяток наших парней.

 28-К Матизену кружок.jpg

Александр Робак

Тэги: Виктор Матизен Александр Робак Андрей Кравчук
Обсудить в группе Telegram

Виктор Матизен

Президент Гильдии киноведов и кинокритиков Росс... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Бегущие в никуда

    03.08.2022
  • Синдром бога

    08.06.2022
  • Любовная драма на фоне Кавказской войны

    01.06.2022
  • По неписаному шаблону

    18.05.2022
  • Упыри без скуки

    06.04.2022
  • Иностранец в России,

    74 голосов
  • Страсти по Зулейхе

    72 голосов
  • Две Зои из двух эпох

    69 голосов
  • Фантомные боли

    53 голосов
  • Синдром «ДАУ»

    45 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS