Год назад ушёл из жизни Валентин Курбатов.
Ему было чуть за 80, и он был настолько полон энергии, что новость о его кончине стала для всех нас неожиданным и тяжёлым ударом. Незадолго до смерти он написал для «ЛГ» блестящую статью о Николае Рубцове – и трогательно переживал: подойдёт ли? Достаточно ли она хороша? Он вообще всегда очень критически относился к своим текстам, хотя все они отличались необычайной чуткостью к слову, глубиной мысли, – Валентин Курбатов никогда не писал ничего поверхностного.
Общаться с ним было настоящим удовольствием. Даже в деловой переписке он сыпал цитатами из классики – всегда уместными, оттеняющими его мысль. А ещё – отличался прекрасным чувством юмора.
Валентин Курбатов с радостью брал на себя роль покровителя редких, важных для русской культуры книг, увидевших свет в регионах. На страницах «ЛГ» он представил широкому читателю несколько таких изданий: «Медведь в русской традиционной культуре Восточной Сибири», «Гдовщина. Забытый угол» и другие. Он очень хотел, чтобы с ними познакомилось как можно больше людей.
«Надо просто сохранить человека, сберечь простое его сердце и живую душу. Никто, кроме культуры, этого не сделает», – написал Валентин Курбатов в одном из писем к Валентину Распутину. В силу культуры вообще и русской в частности он верил беззаветно – почти также глубоко и сильно, как верил в Бога (а Валентин Курбатов был подлинным православным христианином).И нам всем его очень не хватает.
Валерия Галкина